ессеи, чтобы выкапывать ямки под естественные выде­ления, использовали топор, называвшийся аяаа) и час на об­ратную дорогу, место тайного захоронения Анании должно было находиться примерно в четырех километрах пути.

Вероятно, ходили они в направлении Иерихона, потому что, по словам Иисуса, там надо было идти через пустынную местность, кишащую разбойниками, которые обитали в мно­гочисленных пещерах этой области:

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и по­пался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым» (Лук., 10:30).

Несомненно, Симон Зелот вполне мог бы поступить, как большинство сикариев, которые оставляли свои жертвы пря­мо в городе, на улице или перекрестке, судя по рассказу Иосифа Флавия (Иосиф Флавий. Иудейская война. III, 5). Но эти жертвы их кровавого террора обычно были фарисеями или саддукеями. Если бы в Анании опознали приверженца но­вой секты, расследование могло быстро показать, что совер­шено уголовное преступление. И вместо отсечения головы, смерти быстрой и безболезненной, виновникам грозило бы распятие, самая жестокая из казней, к которой поэтому и приговаривали за серьезные преступления. Что, впрочем, и произошло в 47 году с Симоном Петром и Иаковом, как мы видели.

Теперь перейдем к одному из загадочных эпизодов раннего христианства — истории с «торговцами в Храме». Современ­ные христиане никогда не упускают случая упомянуть о том, как Иисус изгнал их вместе с менялами, чтобы продемонст­рировать, что христианство не приемлет крайностей капита­лизма. Они забывают о папских обличениях социализма, «порочного по сути», как дословно подчеркивал папа Пий XII.

Итак, вот этот эпизод. Мы не будем его толковать с восхище­нием легковерных богомольцев, а посмотрим на него с позиции стратига храмовой стражи, отвечающего за общественный по­рядок.

Прежде всего отметим, что, где бы ни проводились бого­служения, там с давних пор совсем рядом оказывались по­ставщики принадлежностей для этих богослужений.

В Иерусалиме наших дней, в Мекке, Бенаресе, Риме, Лур­де, Лизье, Фатиме паломник найдет все необходимое, чтобы продемонстрировать Богу свою веру. Так же было и в далекие времена в великом Иерусалимском храме. Это никого не удивляло. Это положение исчезнет еще не завтра, уточнял пророк Захария. Представляя тот далекий день, когда Иеруса­лим станет мессианской столицей всего мира, когда Израиль, победитель народов, увидит их приходящими «для поклоне­ния Царю» (Зах., 14:16), — что, разумеется, будет не зав­тра, — великий ясновидец говорит:

«В то время даже на конских уборах будет начертано: "Святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святыней Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного торговца (в русском синодальном переводе: хананея] в доме Господа Саваофа в тот день» (Зах., 14:20-21).


назад далее
Навигация