К тому же как Симон и Иуда, его сын, могли происходить из городка под названием Кариот, если в другом месте уточ­няется, что дом Симона и Андрея, его брата (общий, стало быть, родовой), находился в Капернауме:

«И приходят в Капернаум... Вышедши вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке... » (Марк, 1:21, 29-30).

Наконец, этого Иуду, сына Симона Зелота, в одном эфиоп­ском апокрифе, под названием «Завет в Галилее Г. Н. Иисуса Христа», глава II, стих 12, самого называют так: «Мы, Иоанн, Фома, Петр, Андрей, Иаков, Филипп, Варфоломей, Матфей, Нафанаил и Иуда Зелот...»

По всем эти причинам, на основании строк, которые мы добросовестно процитировали, Симон Скала, Симон Зелот, Симон Кананит и Симон Искариот — одно и то же лицо, он же Симон Анархист, Симон Человек-вне-закона (barjon-па). Он — брат Иисуса, как доказывают процитированные стихи. Он — отец Иуды Искариота, он — один из сыновей Марии, как свидетельствуют те же места. И на этом же осно­вании он — наследник самого Иисуса по линии Давида, на этом основании после смерти Иисуса он на его месте из kep-ha (человека скал, человека вне закона) сделается kipaha, то есть «отраслью» Иессея.

Все это ясно показывает значение зелотского движения в первоначальном христианстве. Впрочем, Оскар Кульман, док­тор теологии, крупный протестантский экзегет, честно отме­чает в своей книжечке «Бог и кесарь»:

«Во-первых, не следовало бы упускать из виду, что римля­не приговорили Иисуса к смерти на кресте именно как зело­та...» (Cullmann, Oscar. Dieu et Cesar: le procès de Jesus, saint Paul et l'autorite, l'Apocalypse et l'etat totalitaire. Paris: Delachaux et Niestle. 1956. P. 14).

«Впрочем, тот факт, что в рассуждении, упомянутом в "Де­яниях апостолов" (5:37), Гамалиил ставит Иисуса на одну до­ску с двумя зелотскими вождями (Иудой из Гамалы и Февдой), похоже, доказывает, что в глазах посторонних на­блюдателей Иисус и зелотские вожди должны были иметь не­которые общие черты...» (Idem. P. 16).

«Согласно "Деяниям апостолов" (21:38) римский трибун, к которому Павла привели в Иерусалиме, принимает послед­него за зелота и даже думает, что это вождь египетских зело­тов, о восстании которых рассказал также Иосиф Флавий: "Так не ты ли тот египтянин, который перед сими днями про­извел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек зелотов1?"» (Idem. P. 16).

Впрочем, слово «египтянин» означает не национальность, а статус чародея. Точно так же любого астролога, из какой бы страны он ни был, называли халдеем.

И действительно, в «Церковной истории» Евсевия Кесарий-ского мы находим такое место, подтверждающее эти выводы:

«Климент в 6-й книге своих "Очерков" утверждает это. В 7-й книге того же произведения он говорит о нем сле­дующее: "Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание (gnose)..."» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, I, 4. С. 52).


назад далее
Навигация