Это, возможно, и объясняет такое место в коптской рукописи: «...чтобы тебя распяли в том месте, где тебя схва­тили, вместе с Демасом и Цистасом, обоими ворами, кото­рых схватили вместе с тобой»» (Деяния Пилата, IX).

Может быть, присутствие этой наемной охраны, состояв­шей из темных личностей, но верно служившей тому, кто ей платит, и объясняет страх евреев, которым приказали аресто­вать Иисуса: «Некоторые из них хотели схватить Его; но ни­кто не наложил на Него рук» (Иоан., 7:44).

И вероятно, охранники как раз и упрекали Иисуса в том, что он не сотворил чуда, чтобы освободить их в награду за верность (они честно выполняли правила игры).

Имена этих двух загадочных персонажей варьируются в рукописях, где о них говорится. Демас или Дисмас и Геслас или Цистас в уже цитированных «Деяниях Пилата»; Тит и Думах в арабских евангелиях, так называемых «Евангелиях детства»; Зоафан и Шаммафа в некоторых рукописных вари­антах канонических Евангелий; Моав и Занди в некоторых средневековых рукописях. Их называли галилеянами и даже представителями отряда Вараввы, пишет Даниэль-Ропс. И это лишь самые показательные имена...

Мы думаем, что ближе всего к истине греческие имена, по­тому что меньше риска, чтобы грекоязычные писцы IV века исказили их. И вероятно, это коптские переписчики их пере­врали, транскрибируя и переводя греческие оригиналы. Но, как сможет отметить сам читатель на основе сказанного выше, два этих скромных персонажа имеют значение для историка, они могут стать ключами к загадке в некоторых ее аспектах.

«Деяния Пилата» составляют, как мы сказали, первую часть знаменитого Евангелия от Никодима. Это известный апокриф, и только он, вместе с Первым посланием Петра и другим апокрифом, Евангелием от Петра, сообщает, что Иисус после смерти спустился в ад, чтобы благовестить мерт­вым, ожидавшим этого. Канонические Евангелия ничего не говорят об этом эпизоде, который был введен в «Кредо», а за­долго до этого — во всеобщий «Апостольский символ веры» и фактически стал догматом веры для христиан.

Во II веке «Деяния Пилата» цитировал Иустин Мученик, в III веке — Тертуллиан, значит, как мы видим, это очень древ­ний текст. Иустин умер в 165 году, значит, «Деяния Пилата» написаны раньше. Однако коптская рукопись, дошедшая до нас, относится к IV веку.

Так вот, она мимоходом сообщает нам одну деталь, кото­рая в те времена казалась незначительной, но нам представ­ляется очень достойной внимания, потому что напрочь лишена того избыточного символизма, который так часто встречается у христианских авторов тех времен.

Канонические Евангелия, а именно: Евангелие от Матфея (27:33), от Марка (15:22) и от Иоанна (19:17), говорят, что Иисус был распят на месте под названием Голгофа, что по-древнееврей­ски значит «череп»1. Лука (23:33) просто говорит: «На место, на­зываемое Лобное». Это был каменистый холм, высокий и обрывистый, действительно имевший форму черепа. Создана ле­генда, согласно которой под этим каменным черепом погребен Адам, положенный головой как раз под этот холм.


назад далее

Минске по запросу банкротство: банкротство предприятия в минске www.likvidator.by.

Навигация