даты приводятся либо от основания Рима, либо от начала правления того или иного цезаря. Так что нам приходится рассматривать факты не ина­че как в упорядоченной перспективе, но безо всякой хроно­логической точности. Действительно, ведь только в IX веке, при Карле Великом, начали отсчитывать годы от предполагае­мого рождения Иисуса.

Тем не менее мы можем установить следующую хроноло­гическую схему.

Согласно общему мнению, Павел был отправлен на Кипр с Марком, он же Иоанн, и Варсавой в 45 году. На поездку пона­добился год, после довольно долгих странствий, которые мы проанализируем в свое время, он вернулся в Антиохию и от­туда направился в Иерусалим, на собор. Таким образом мы как будто получаем 46 год.

Тогда свирепствовал голод, в чем, с учетом повсеместного разбоя и нескончаемых гражданских войн, не было ничего удивительного, но этот факт подтверждает, что борьба за не­зависимость, которую вели зелоты, просто охватывала новые территории.

А прокуратором Иудеи в 46 году был Тиберий Александр, племянник Филона Александрийского (называемого Филоном Иудеем), римский всадник, занимавший этот пост по 47 год, потому что в конце 47 года его сменил Вентидий Куман, сам же Тиберий Александр сменил в 46 году Куспия Фада.

С другой стороны, взяв «Иудейские древности» Иосифа Флавия, в книге двадцатой мы прочтем:

«В это же самое время [при Тиберии Александре] и слу­чился в Иудее тот большой голод, когда, как я рассказал выше, царица Елена [царица Адиабены] на большие деньги за­купила хлеба в Египте и раздала его нуждавшимся. Тогда же были казнены и сыновья галилеянина Иуды, Иаков [у Амбеле-на — Яков] и Симон, который, как мы упоминали выше, во время переписи Квирина возбудил народ к отпадению от рим­лян. Александр велел «пригвоздить их к кресту...» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XX, V, 2. Т. 2. С. 415).

Вполне очевидно, что Яков, еврейское имя, — это наш апостол Иаков (по латыни Jacobus, по-гречески Jacobos). Его спутник — наш Симон Петр.

И по этой самой причине после Иерусалимского собора (Деян., 15) его следы теряются, равно как, впрочем, и следы его брата Иакова, он же Яков. Евсевий Кесарийский в «Исто­рии церкви» просто сообщает нам, что тот был в Иерусалиме

«во время голода» (Евсевий Кесарийский. Церковная исто­рия. III, VII, 8), то есть в 46-47 годах.

Таким образом, Иаков и Симон Петр были распяты в 46 или 47 году, после синода, в Иерусалиме. Неизбежный вывод: значит, Симон Петр не умер в Риме, распятый на кресте вниз головой, в 67 году.

Иначе нам должны были бы сказать, где он был и что де­лал в течение семнадцати лет между 47 годом, когда его имя исчезло из всех новозаветных текстов, при Клавдии, и его предполагаемой смертью в Риме в 64 году, при Нероне. Судь­бы апостолов, отвергнутые легенды о них известны очень мало. В своей «Истории церкви» Евсевий Кесарийский пишет:

«Таковы были события в Иудее. Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как по­вествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия, там он жил, там в Эфесе и скончал­ся


назад далее
Навигация