Феликс в своем «Октавии», подытоживая традиционные возражения: «Человек, казнен­ный за свои преступления на зловещем древе креста... почи­тать злодея и его крест... Нет! Считать человека богом... Особенно обвиненного в подобных преступлениях...». А ведь Минуций Феликс вместе с Тертуллианом был одним из пер­вых латинских христианских писателей III века. Гиерокл, судья в Никомедии при Диоклетиане, ожесточенный гонитель христиан, говорил: «Бандит...» Римские палачи внушают ужас. Но, если учесть, какими в те страшные времена были всеобщие нравы, надо вспомнить, что императорский дворец в Никомедии загадочным образом загорелся и был полностью разрушен. Впоследствии, в 303 году, в Сирии и Малой Азии, близ Багдада, в Селевкии, некоторые люди попытались захва­тить власть в империи, провозгласив императором трибуна Евгения. Так вот, в ходе этих гонений множество христиан было брошено в тюрьмы в качестве «мятежников», как пишет монсеньор Дюшен в своей «Древней истории церкви». Это вполне ясно.

Но, скажут нам, в чем конкретно римляне могли обви­нить Иисуса?

Прежде всего отметим, что Пилат, прокуратор Рима в этих отдаленных краях, представлял здесь цезаря, в данном случае Тиберия, императора совсем уж не благодушного и не наив­ного. Кроме того, главной задачей Пилата было поддержание порядка, и только римского порядка. Обвинения, которые евреи якобы выдвинули против Иисуса перед прокуратором, не могли быть для него убедительными. Пилат презирал евре­ев, как всякий римлянин. Он обходился с ними круто, и у Иосифа Флавия можно найти немало примеров, отражающих его позицию.

Требовать от римского прокуратора казни человека за то, что тот называет себя «Сыном Божьим», значило напрашива­ться на то, чтобы тебя тапи militari [с применением оружия (лат.)] вышвырнули из претории! В самом деле, не забудем.

что многие римские роды претендовали на происхождение от связи смертной женщины с богом или мужчины с богиней. Это относится и к Юлию Цезарю, чей род якобы возник вследствие любовной связи его предка с Афродитой. Тогда что оставалось утверждать перед Пилатом в качестве обвине­ния? Все последующее, что мы проанализируем. Но разве об­винителями по этим пунктам прокуратор мог сделать евреев? Его роль заключалась в том, чтобы поддерживать римский порядок и добиваться уважения к нему.

Так вот, этот римский порядок определялся, притом в точ­ной форме, римскими законами. И любое нарушение этих за­конов влекло за собой кары, предусмотренные ими, то есть римские наказания: порка розгами, бичевание, Аа£гая [по­рка плетью!, заключение, отсечение головы, распятие и пр. И Иисус, конечно, был казнен не по иудейскому закону, а по римскому, римлянами и исключительно по римским пунктам обвинения.

Какими же были проступки и даже преступления, в кото­рых Рим мог обвинить Иисуса в этих провинциях, где он не­избежно и волей-неволей был «подданным цезаря», как позже его и назовет император Юлиан? Вот они.


назад далее
Навигация