Казнь Иуды

Не надо причинять страданий завистникам или тем, кто нам кажется ими. Существует некий вид отчаяния, который выражается в форме за­висти и заслуживает сострадания.

Морис Магр. Любовь и ненависть

В разных стихах Евангелий, где речь идет об Иуде Искари­оте, говорится, что он сын Симона. Иногда имя этого Симона дополнялось прозвищем: он назывался Хананеянином или Ка-нанитом, потому что происходил из Каны. А ведь по-древ­нееврейски Капа означает «рвение», «фанатизм», «неприми­римость». Его еще звали Зелотом. А ведь по-гречески ге^вз тоже означает «ревностный», «фанатик». Его называли Иска­риот, как и его сына. А католическая версия Библии в пере­воде Леметра де Саси в указателе имен уточняет, что это слово по-древнееврейски означает «человек убийства». Таким образом мы определили, что Симон, отец Иуды Искариота, был сикарием, одним из террористов — сторонников тогдаш­него еврейского интегризма, о которых Иосиф Флавий приво­дит многочисленные подробности в своих «Иудейской войне» и «Иудейских древностях».

Но этот Симон — то же лицо, что и Симон Кифа, то есть евангельский Симон Петр, или нет? Почти с уверенностью можно дать утвердительный ответ. В самом деле, между про­звищем Кифа и безжалостным характером, присущим сика-рию, существует очевидная связь, потому что «кифа» по-древнееврейски означает «вершина скалы», каменный пик. Именно это слово используют Иеремия: «Они... влезут на скалы» (4:29) и Книга Иова: «Чтобы жили они в рытвинах по­токов, в ущельях земли и утесов» (Иов, 30:6).

Но в Евангелии от Иоанна есть одно место, которое под­тверждает это мнение еще более определенно:

«Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отой­ти? Симон Петр отвечал ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это гово­рил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать его, будучи одним из двенадцати» (Иоан., 6:67-71).

В этих строках говорится о Симоне Петре, а когда уточня­ется, кто приходится отцом Иуде, в этом качестве представ­ляют именно его; о каком-то другом Симоне: Кананите, Зелоте, Искариоте — речи нет. Это все одно и то же лицо. Это подтверждает, что в мессианистском штабе было не две­надцать учеников, а восемь, может быть, даже семь. Но вер­немся к Иуде.

У Матфея, и только в этом Евангелии, мы прочтем: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвящен­никам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь не­винную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился»

(Матф., 27:3-5).

Из Деяний мы узнаем другие подробности, гораздо более любопытные:

«...об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян., 1:16-18).


назад далее
Навигация