Возможно, его действия создали угрозу, что в руки римлян попадет вся группа учеников Иису­са? Во всяком случае, вот этот текст. Он взят из Евангелия от Варфоломея, коптского апокрифа V века, и находится в первом его фрагменте:

«И тогда Иисус обернулся к человеку, который его выдал, то есть к Иуде Искариоту. Он сказал ему: "В чем ты выгадал, о Иуда, выдав меня?.. Я перенес все муки, чтобы спасти тво­рение, ты же, Иуда, — горе тебе!.. Двукратная анафема тебе!.. Проклятие тебе!..

Ибо Иуда, его наследие — с дьяволом... Его имя стерли из Книги Жизни. Его судьбу изъяли из числа живущих... Его панагис уничтожили, его столу разорвали... Право суда над ним получил Сатана, а он умрет, презираемый всеми. Своего сана епископа он лишился. Его венец у него похитили. Его труды присвоили себе чужеземцы. Он предан проклятию. Он осквернен, как испорченная вода. У него отобрали его почет­ное одеяние. Пламя его светильника загасили. Его жилище опустошили. Его дни сократились. Его жизнь окончилась. Мир отдалился от него. К нему пришла скорбь. Его охватила тьма. Его унаследовал червь. Его покрыли тлением. Ангелы, следующие за Господом, его отвергли..."

Такие слова Спаситель сказал об Иуде, находившемся в глубине Аменти. Тогда Спаситель на третий день воскрес из мертвых...» (Евангелие от Варфоломея. 141 фрагмент).

Из этого текста следует, что было провозглашено нечто вроде отлучения Иуды (несомненно аналогичного страшному иудейскому херему и предвосхитившего позднейшее римское отлучение), после чего для верности его повесили (обычный судебный ритуал в иудейском законе) и вспороли ему живот сикой.

В этом тексте заметно, как от одной фразы к другой нарас­тает ярость проклинающего, и можно проследить, как с каж­дой строкой усиливается его ненависть, как он старается придать этому странному тексту побольше силы. Но здесь есть и неявное признание казни Иуды. Надо быть таким же слепым, как злополучный Елима бар-Иисус в Пафосе, чтобы этого не заметить. Что касается «ангелов» из последних строк (angetus по-латыни, aggelos по-гречески означает «вест­ник»), мы увидим, что это просто-напросто «посланники», из­бранные для совершения этого акта мести.

Остается выяснить дату казни Иуды. Ее можно отнести, судя по самому тексту, на третий день после смерти Иисуса, как свидетельствует и последняя фраза.

Похоже, что и жену Иуды, которая, согласно другому апокрифическому Евангелию, была кормилицей сына Иосифа Аримафейского, тоже убили. Вот почему текст утверждает, что его жилище опустело, более того: «его жилище опусто­шили». Следовательно, там не оставили ни одного живого су­щества. Но, коль скоро уточняется, что его жена кормила грудью сына Иосифа Аримафейского, это значит, что она недавно стала матерью. Отсюда заключаем, что сын Иуды и его супруги тоже должен был погибнуть, несмотря на юный возраст.

Здесь мы сделаем отступление. Евангелие от Варфоломея в одном из фрагментов уточняет, что Иосиф Аримафейский пошел за своим ребенком в дом Иуды Искариота после ареста Иисуса на Масличной горе


назад далее
Навигация