«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн (Креститель) путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Матф., 21:31-32).

Блудницы на самом деле были исключены из еврейского общества, это доказывают такие строки:

«Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса1 в дом Господа, Бога твоего, ни по како­му обету; ибо то и другое есть мерзость перед Господом, Бо­гом твоим» (Втор., 23:17-18).

Из двух приведенных цитат можно сделать вывод, что, коль скоро жители Израиля в огромном большинстве не дове­ряют мессианству, которое проповедовал Иоанн Креститель, коль скоро их мало интересует новое восстание (за предыду­щих семьдесят два года восстаний было около сорока, и без­результатных), они не получат ни места, ни должности в царстве, когда оно будет восстановлено для Сына Давидова, законного наследника, то есть для Иисуса.

Зато мытари и блудницы, вставшие на сторону повстанцев, получат в восстановленной таким образом монархии Давида привилегированные места. Можно отметить, что эти люди, занимая последние места в иерархии еврейского общества, ничего не теряли, примыкая к мессианству, и могли все при­обрести в случае его успеха.

Действительно, следует вспомнить, что мытарей, называе­мых также публиканами, население особо презирало. Талмуд говорит:

«Разбойников, убийц и мытарей следует ставить на одну доску».

Эти люди, представляя собой нечто вроде откупщиков по­шлин, таможенников, сидели в каменных клетушках на входе в города и деревни, у мостов и бродов. Они взимали в пользу римлян (на территории, управляемой последними) или тет­рархов (на территориях тетрархий), то есть властей, подчи­ненных Риму и сотрудничающих с ним, сумму, равную десятой части стоимости того, что ввозили в данное место или провозили через него. Разумеется, гораздо больше они взимали в свою пользу, ведь им надо было жить.

Так вот, наши сикарии изыскали очень простое средство наполнять партийный денежный ящик, из которого свободно черпал Иуда Искариот, и никто ему в этом не препятствовал (Иоан., 12:6) по той превосходной причине, что он был одним из мастеров его регулярного пополнения. Это средство состо­яло в том, чтобы брать десятину с тех, кто взимает деся­тину. В наши дни это называется рэкетом — от английского глагола гаек, означающего, в частности, «вымогать».

У безымянных писцов, которые в IV и V веках редактиро­вали Евангелия, известные нам, не было воображения. Как для того, чтобы не слишком удаляться от магистрального на­правления традиции, так и затем, чтобы иметь канву для рас­сказа, они сохранили основной исторический каркас. Факты налицо, и неопровержимые; вымышлены некоторые детали и, главное, комментарии, добавленные впоследствии.


назад далее
Навигация