Загадки последнего дня

Суд, который раз в семьдесят лет произнес бы смертный приговор, заслуживал бы название суда-убийцы.

Рабби Элеазар бар-Азария. II век

Даниэль-Ропс в своей книге «Иисус в Его время» соглаша­ется, что краткая хронология последних дней жизни Иисуса была такой:

— четверг, 6 апреля: Тайная вечеря, (вечер), арест в Геф-симанском саду;

— пятница, 7 апреля; (ночь) процесс, распятие, смерть;

— суббота, 8 апреля: пребывание в могиле;

— воскресенье, 9 апреля: воскресение (на заре). Теперь мы внимательно рассмотрим то, что утверждает

христианская традиция, и подвергнем эти утверждения кри­тике.

На самом деле, те, кто в IV и V веках писал синоптические Евангелия, Евангелие от Иоанна и апокрифы, не располагали всеми необходимыми данными, чтобы составить неуязвимое произведение. В отсутствие средств сообщения, библиотек, куда доступ был бы простым, возможности так же легко пере­писываться, как в наше время, им было очень сложно, если не сказать — невозможно, полностью синхронизировать свои сочинения. В ту эпоху, без таких средств проверки и контро­ля, как сегодня, каждый мог выдумывать что хочет.

Кроме того, эти люди отнюдь не были евреями. Их ошибки доказывают это более чем достаточно. Еврейских обычаев и ритуалов они совершенно не знали. Воспроизведем здесь очень уместный анализ, проведенный Огюстом Олларом в книге «Происхождение христианских праздников».

«Последняя трапеза Иисуса со своими учениками в чет­верг, накануне его смерти, неизгладимо врезалась в их па­мять: именно тогда в последний раз их любимый Учитель произнес благословение, преломив хлеб, чтобы сразу же раз­дать его как символ единения, наполнил чашу и благословил ее, прежде чем передать ученикам.

Там не было ничего, что не полностью соответствовало бы еврейским обычаям, включая формулы благословения, зву­чавшие так: "Благословен будь, Господи, Бог наш, Царь Все­ленной, благодаря Коему на земле произрастает хлеб!" — "Благословен будь, Господи, Бог наш, Царь Мира, каковой со­здал лозу!" Именно в ходе этой трапезы Иисус заявил учени­кам: "Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием" (Марк, 14:25). Предполагалась, что именно это их последняя встре­ча: больше собираться им не будет ни возможности, ни вре­мени, ибо грядет Царствие. Если у Иисуса было предчувствие, что, прежде чем установить это Царствие, он пройдет через смерть, именно так он и должен был думать. Через несколько мгновений, в Гефсиманском саду, он будет просить Бога избавить его от этого предельно тяжелого испы­тания.

Вот почему у Иисуса не могло быть намерения в связи с этой трапезой и в память о своей смерти учредить некое "при­частие", которое перспектива близкой встречи на небесах во всяком случае делала излишним. Последняя трапеза Иису­са не имеет никаких черт пасхальной, кроме лишь заклю­чительного гимна (Марк, 14:26; Матф


назад далее
Навигация