Загадки последнего дня
Суд, который раз в семьдесят лет произнес бы смертный приговор, заслуживал бы название суда-убийцы.
Рабби Элеазар бар-Азария. II век
Даниэль-Ропс в своей книге «Иисус в Его время» соглашается, что краткая хронология последних дней жизни Иисуса была такой:
— четверг, 6 апреля: Тайная вечеря, (вечер), арест в Геф-симанском саду;
— пятница, 7 апреля; (ночь) процесс, распятие, смерть;
— суббота, 8 апреля: пребывание в могиле;
— воскресенье, 9 апреля: воскресение (на заре). Теперь мы внимательно рассмотрим то, что утверждает
христианская традиция, и подвергнем эти утверждения критике.
На самом деле, те, кто в IV и V веках писал синоптические Евангелия, Евангелие от Иоанна и апокрифы, не располагали всеми необходимыми данными, чтобы составить неуязвимое произведение. В отсутствие средств сообщения, библиотек, куда доступ был бы простым, возможности так же легко переписываться, как в наше время, им было очень сложно, если не сказать — невозможно, полностью синхронизировать свои сочинения. В ту эпоху, без таких средств проверки и контроля, как сегодня, каждый мог выдумывать что хочет.
Кроме того, эти люди отнюдь не были евреями. Их ошибки доказывают это более чем достаточно. Еврейских обычаев и ритуалов они совершенно не знали. Воспроизведем здесь очень уместный анализ, проведенный Огюстом Олларом в книге «Происхождение христианских праздников».
«Последняя трапеза Иисуса со своими учениками в четверг, накануне его смерти, неизгладимо врезалась в их память: именно тогда в последний раз их любимый Учитель произнес благословение, преломив хлеб, чтобы сразу же раздать его как символ единения, наполнил чашу и благословил ее, прежде чем передать ученикам.
Там не было ничего, что не полностью соответствовало бы еврейским обычаям, включая формулы благословения, звучавшие так: "Благословен будь, Господи, Бог наш, Царь Вселенной, благодаря Коему на земле произрастает хлеб!" — "Благословен будь, Господи, Бог наш, Царь Мира, каковой создал лозу!" Именно в ходе этой трапезы Иисус заявил ученикам: "Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием" (Марк, 14:25). Предполагалась, что именно это их последняя встреча: больше собираться им не будет ни возможности, ни времени, ибо грядет Царствие. Если у Иисуса было предчувствие, что, прежде чем установить это Царствие, он пройдет через смерть, именно так он и должен был думать. Через несколько мгновений, в Гефсиманском саду, он будет просить Бога избавить его от этого предельно тяжелого испытания.
Вот почему у Иисуса не могло быть намерения в связи с этой трапезой и в память о своей смерти учредить некое "причастие", которое перспектива близкой встречи на небесах во всяком случае делала излишним. Последняя трапеза Иисуса не имеет никаких черт пасхальной, кроме лишь заключительного гимна (Марк, 14:26; Матф
назад далее