Таким образом, это кресло, которое, по мнению католических экзе­гетов, было сделано из дерева, вероятно из кедра, представля­ло собой атрибут власти Иакова, а золотая дощечка — власти Иоанна.

Делаем вывод: если последний носил золотую дощечку, предназначенную для израильских первосвященников, в каче­стве символа духовной власти, то кресло Иакова воплощало светскую власть. Значит, это был царский трон, а не пре­стол духовного владыки. Следовательно, обе власти были чет­ко разделены по обычаю зелотов, описанному выше.

Следовательно, после смерти Иисуса произошло разделе­ние обеих властей.

Впрочем, многие места в Евангелиях показывают, что Иисус не наделял никого из числа братьев и учеников духов­ной или догматической властью и что фраза, где фигурирует знаменитая игра слов, вероятно, так никогда не исполнилась, поскольку этого не позволили дальнейшие события. В доказа­тельство сошлемся на следующие места: Матф., 23:8-9; Марк, 10:42-45; Лук., 20:24-26; Второе послание к коринфя­нам, 11:5; Послание к галатам, 2:6, 11, 14; Первое послание Петра, 5:1-3.

И следующие стихи бесспорно свидетельствуют о том, что Симон Петр никогда не рассматривался как верховный глава зарождающейся церкви: Иоан., 20:22-23; Матф., 22:8, 12; Деян., 5:29; Второе послание к коринфянам, 11:5.

О проблеме прибытия Симона Петра в Рим и его смерти в этом городе мы не находим в Новом Завете ни малейшего упоминания. Ни четыре Евангелия, ни Послания Павла, Иакова, Иоанна или Петра не говорят об этом и не дают даже смутного намека.

Более того, Апокалипсис говорит обратное и подтверждает то, что рассказывает официальная история. И Павел в Посла­нии к римлянам, приветствуя многочисленных христиан, по­селившихся в столице империи, ни намеком не упоминает ни о Петре, ни о его теперешнем либо предыдущем пребывании в Вечном городе.

Так что если Петр там и был, то ничего существенного не сделал, не оставил никакого следа, и во времена апостолов об этом не возникло никакого устного предания. Легенда по­явится лишь гораздо позже, в конце II века и начале III века, вместе с текстом Тертуллиана (впрочем, весьма двусмыслен­ным), вопреки эдикту папы Каликста, заметке Гая и указанию Макария Магнесийского, упомянутому неоплатоником Порфирием. Двести лет молчания до того, как появилось преда­ние, — вот что сильно снижает ценность последнего, кстати, чисто устного.

Напротив, предположение о его смерти в Иерусалиме обо­сновано гораздо лучше, и читатель сможет судить об этом сам.

Прежде всего отметим, что Симон Петр исчез из новоза­ветных текстов сразу после Иерусалимского синода. В Деяни­ях апостолов после главы 15, сообщающей об этом первом церковном соборе под председательством его брата Иакова, о Петре больше абсолютно ничего не сказано.

Когда произошло это важное собрание? Хронология собы­тий в христианстве I века очень неточна. С точностью до года невозможно установить ни одну дату. В самом деле, древние авторы сообщают очень мало


назад далее
Навигация