Такие суеверия разделяли иудеи и христиане в отношении «способностей» Иисуса.

Что бесспорно и чего не смогут отрицать даже христиане, самые невосприимчивые к рациональному анализу тек­стов, — то, что Иисус использовал определенные приемы. И вот доказательство.

Обычные верующие наивно полагают, что Иисусу доста­точно было повелеть, чтобы совершилось чудо. Ничего по­добного, существуют оттенки, и приемы различаются в зависимости от природы искомого результата. Это доказыва­ют тексты:

«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере ва­шей да будет вам. И открылись глаза их» (Матф., 9:27-30).

«Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и про­сят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вы­вел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что? Он, взглянув, ска­зал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он ис-целел и стал видеть все ясно» (Марк, 8:22-25).

«И проходя увидел человека, слепого от рождения. Сказав это, он плюнул на землю, сделал брение из плюнове-ния и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит "посланный". Он по­шел и умылся, и сделался зрячим» (Иоан., 9:1, 6-7).

Купальня Силоам находилась невдалеке от одних из ворот Иерусалима. Именно там священники в праздничных облаче­ниях черпали воду для ритуалов очищения в Храме. С тех пор как ее похвалил пророк Исайя (Ис., 8:6), ее считали святой, и даже в средние века и среди мусульман ее вода имела репута­цию чудотворной. Видно, что в трех этих случаях Иисус при­меняет три разных приема:

а) в первом случае гарантией результата была вера сле­пых, достаточно было коснуться их глаз;

б) во втором случае он накладывает на веки слепого свою слюну и возлагает на него руки. Результат получился непол­ноценным, он повторил прием, и слепой наконец прозрел;

в) в третьем случае он использует старый рецепт из антич­ной фармакопеи. Один медицинский кодекс III века, приписы­ваемый Саммонику Серене, рекомендует для излечения опухолей глаз нанесение слоя грязи. Но Иисус советует в ка­честве дополнения к этому погрузиться в чудотворную купа­льню Силоам или хотя бы промыть глаза в этой знаменитой воде.

Что касается использования слюны в лечении болезней глаз, Иисус лишь применяет очень старинный античный ре­цепт, основанный на лечебных свойствах слюны. В «Анналах пластической хирургии», статья «Пересадка протоков около­ушных слюнных желез при ксерофтальмии» (Les derivations salivaires parotidiennes dans la xerophtalmie //'Annates de chi­rurgie plastique. Avril 1961. P. 235-242), можно прочесть:

«Ксерофтальмический синдром,


назад далее
Навигация