В настоящее время Голгофа — пригорок около пятидеся­ти сантиметров высотой, выступающий из пола в базилике Гроба Господня. Что касается холма, он исчез после того, как Иерусалим был взят Титом и город сравняли с землей (рука­ми еврейских пленников), а потом при императоре Адриане на фундаментах старого города построили новый. Адриан ве­лел соорудить на всей Голгофе террасу, и там посадили свя­щенное дерево, посвященное Венере-Афродите. Очевидно, что после стольких работ прежнего места уже не найти. Тем более что самый старый план Иерусалима датируется при­близительно 595 годом. Город был разграблен еще раз в 614 году Хосровом II, истребившим его жителей, а потом в 1214 году — монголами, полностью разорившими его.

Так вот, «Деяния Пилата» сообщают, что прокуратор в приговоре распорядился: «Прежде всего, велю, чтобы тебя бичевали, в силу законов империи, и далее чтобы тебя распя­ли в том месте, где тебя схватили, вместе с Демасом и Цис-тасом, обоими ворами, которых схватили вместе с тобой» (Деяния Пилата, IX).

Но Иисуса схватили не на Голгофе, а в Гефсимании, в Гефсиманском саду, у подножия Масличной горы. И нам сле­дует приступить к этой проблеме: она важнее, чем кажется с первого взгляда, почему — будет ясно в дальнейшем.

Даниэль-Ропс, до бесконечности использующий в своей книге «Иисус в Его время» обороты «должно быть», «можно предположить, что», «вероятно» и ставящий во главе процес­сии, идущей совершать чисто римскую казнь, «привратника си­недриона», не сообщает никаких конкретных сведений о маршруте осужденных и их военном эскорте. Достаточно пере­честь главу «Крестный путь», чтобы отметить его осторож­ность и неуверенность. Тем более понятную с учетом того, что определять и уточнять этот маршрут начали только в IV веке (опять-таки), с прибытием первых в истории паломников.

Императрица Елена, мать Константина, велела в конечной точке маршрута паломников построить базилику. Там собра­ли всё для их удобства, чтобы они не тратили зря силы, бродя по разным местам. Так могила и Голгофа оказались рядом другом с другом. Самое большее в двадцати метрах от могилы находится место, где (после сна, ниспосланного ей анге­лом-хранителем) Елена велела копать, чтобы найти невреди­мые, хотя прошло почти три века, три креста — Иисуса и воров. Впоследствии обрели гвозди, терновый венец, тунику Иисуса, плат блаженной Вероники и, наконец, тридцать де­вять саванов, один аутентичнее другого. Притом почти всё подтверждало свою подлинность многочисленными чудесами. Таким образом, в музее было всё, даже крайняя плоть Иису­са, ныне хранящаяся в Ватикане.

Теперь места паломничества были полностью подготовлены, его организовали безупречно, всё, можно сказать, было под ру­кой. Впоследствии у каноников церкви Гроба Господня роди­лась гениальная идея. Любой мужлан, приходивший к святой могиле в качестве паломника, получал у них посвящение в ры­цари


назад далее
Навигация