предположение, что по примеру своего отца Иуды Галилеянина, первым захватив­шего арсенал и дворец Сепфориса, Иисус во время этого на­лета попытался присвоить оружие из арсеналов храмовой стражи, а заодно и сокровищницу Храма, О ее существовании знали все, и изымать из нее средства уже пытались Гиркан, Ирод и римляне. Это было бы законным военным трофеем.

Тот факт, что Иосиф Флавий не пишет о нападениях на Храм до падения Иерусалима, не доказывает абсолютно ниче­го. Нельзя же забывать, что оригинальные рукописи исчезли. У нас в распоряжении есть только списки, сделанные не­рез несколько веков; они прошли через руки монахов-пере­писчиков и христианской цензуры.

Тут сделаем отступление. Среди многочисленных докумен­тов, называемых «рукописями Мертвого моря», есть медные свитки, древнееврейский текст на которых был расшифрован в 1956 году в Великобритании Райтом Бейкером из Манче­стерского университета. Они относятся к I веку нашей эры. Текст написан на разговорном диалекте — языке Мишны, древнейшей части Талмуда, а не на неоклассическом иврите.

Известно (об этом dixit Дюпон-Соммер в своих «Рукопи­сях Мертвого моря»1), что зелоты первоначально были воен­но-политическим крылом ессеев, от которых в конечном счете отделились. По мнению Сесила Рота, жители Кумрана (мест­ности, где нашли все эти рукописи) были зелотами. Так вот, эти свитки сообщают о значительном сокровище, включав­шем около двухсот тонн золота, серебра и других драго­ценных материалов, рассеянном и зарытом в шестидесяти разных точках Святой земли. Сказано, что Нерон, которому, несмотря ни на что, претили бесполезные преследования, предпочитал принимать за зелотских вождей огромные выку­пы, предоставляя рядовых бойцов действию римских законов и страшным обычаям, вытекавшим из этих законов. Иосиф Флавий опять-таки показал себя превосходным историком, его слова были подтверждены кумранскими медными свитка­ми, хотя численные данные явно завышены.

Как далеко мы уже оказались от «восхитительного Иису­са», от «Сострадательного сердца», от «Агнца, приносящего себя в жертву за грехи людские». Это Иешуа иудейского тай­ного знания, Невидимый Спаситель, тот, кого все религии спасения в своих инициационных «таинствах» обнаруживают в числе Вечных архетипов. Это Эон Иисус гностиков-вален-тиниан. Это иудаизированный Митра IV века, придуманный псевдоевангелистами на службе Константина. Это идеализи­рованный Христос, которого искренние христиане почитают с давних пор.

Но это не претендент на вполне материальный израиль­ский престол, который идет на Иерусалим во главе своих сикариев, чтобы избить безобидных паломников и ограбить мелких торговцев и менял. Это не тот, кто, презирая мытарей, использует их и облагает данью для своей военной казны. Это не тот, кто, избирая себе ближайших помощников, прежде всего назначает ими двух убийц, отца и сына, а последний еще и вор. Тот, кто таким образом совершает


назад далее
Навигация