Теперь наконец вернемся к загадочной Саломее.

Мы уже отметили, что ее тон в Евангелии от Фомы выдает женщину богатую, привыкшую повелевать, которая в конеч­ном счете, ввиду этого всего, задается вопросом, как она мог­ла допустить на свое ложе и к своему столу такого человека, как Иисус. Значит, она бесспорно имеет высокое положение в обществе. Но кем же она может быть?

У нас есть имена некоторых женщин, которые, следуя за Иисусом и двенадцатью, «служили Ему имением своим» (Лук., 8:3). Прежде всего это некая Сусанна, потом некая Иоанна, «жена Хузы, домопра­вителя Иродова» (имеется в виду Ирод Антипа).

Сразу же возникает первый вопрос: как эта женщина мог­ла покинуть мужа, чтобы последовать за настоящим парти­занским отрядом, который водил за собой Иисус, причем Хуза, высокопоставленный сановник тетрарха Галилеи, не вернул ее домой добром или силой? Тем более что она таким образом смешалась с другими женщинами.

Второй вопрос: когда Ирод Антипа, лишенный поста этнар-ха, был сослан и осужден на жительство во Вьенне, в Галлии, в 39 году, то есть четыре-пять лет спустя после казни Иисуса, Иродиада последовала за ним в ссылку. Нам это известно от Иосифа Флавия и Евсевия Кесарийского. Но ни тот ни другой не говорят, что сталось с Саломеей, дочерью Иродиады.

Третий вопрос: Деяния апостолов (1:14) не называют ни одну из этих женщин по именам. Текст говорит «жены», но мы знаем, что, кроме Саломеи, Сусанны и Иоанны, были и другие. Так вот, каким бы важным ни было их прошлое, о нем ничего не говорится. Почему?

Четвертый вопрос: почему Афанасий Александрийский (295-373), Иоанн Златоуст (340-407) и Евсевий Кесарий-ский (265-340) говорят только об Иродиаде как о «танцовщи­це», потребовавшей смерти Крестителя, и обходят молчанием Саломею, тем самым формально противореча каноническим Евангелиям, с которыми они тем не менее были знакомы?

В качестве возможных ответов на эти вопросы мне в голо­ву пришел ряд гипотез.



1. Хуза, домоправитель Ирода Антипы, отпустил свою жену Иоанну (Иоханну) следовать за Иисусом и его отряда­ми, потому что она была камеристкой Саломеи.

2. Иродиада отправилась в ссылку в Галлию с Иродом Ан-типой одна, потому что Саломея была уже давно совершенно-летней1 и, стало быть, свободной.

3. «Деяния» ничего больше не говорят ни об Иоанне, ни о Сусанне, потому что они покинули зелотское движение со смертью Иисуса, после того как его обещания не исполни­лись, или потому что их арестовали римляне на месте распя­тия как сектанток Иисуса и они томились в темницах Антонии, или потому что они погибли; но ничто из этого не настигло Саломею, которую охраняли ее ранг и рождение.

4. Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и Евсевий Кесарийский умалчивают о Саломее и заменяют ее в рассказе Иродиадой именно затем, чтобы вычеркнуть Саломею из ис­тории, учитывая ее совершенно особую роль при Иисусе. На охоте это называется «подменить животное».


назад далее
Навигация