Одним и не последним из мотивов для второго замужества была необходимость спасти сыновей великого галилеянина и сберечь род Давида, потомков царя. И такое замужество, на которое, может быть, Марию заставила пойти партия зело­тов, позволяло сохранить существование этих сыновей в тай­не. Ведь официально они после этого назывались «сыновьями Зеведея».

В самом деле, не в обычае римлян было щадить потомство мятежников. Известна история, когда еврейские девочки и мальчики, посаженные на корабль для отправки в публичные дома Италии, узнали от экипажа, предприимчивого и развесе­лого, куда их везут. По сигналу одного из них все без исклю­чения бросились в море, чтобы избежать такого унижения. А когда равви Анания, заместитель главы свкапіш и сын Те-радиона, решил продолжать проповедь Торы вопреки римско­му запрету (при Адриане), его приговорили к сожжению заживо со свитком этой Торы, обернутым вокруг тела. Его жена тоже была приговорена к смерти за то, что не помешала мужу проводить священнодействия, а их дочь была заключе­на в дом терпимости. Равви Меир, женатый на ученой жен­щине Берурии, сестре равви Ханании, выкупил девушку.

И римляне искали выживших потомков Давида, чтобы надзирать за ними в периоды мира и истреблять их в перио­ды мятежей. В самом деле, у Евсевия Кесарийского мы чи­таем:

«Рассказывают, что Веспасиан после взятия Иерусалима велел разыскать всех потомков Давида, чтобы не осталось евреям никого из царского рода. Поэтому поднялось опять на иудеев великое гонение» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. III, XII. С. 108).

«Есть древнее сказание о том, что когда Домициан распо­рядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти), как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа. Об этом так дословно повествует Егезипп: "Еще оставались из рода Господня внуки Иуды, на­зываемого по плоти братом Господним. На них указали как на потомков Давида. Эвокат' привел их к кесарю Домициа­ну: тот боялся, так же как и Ирод, пришествия Христа. Он спросил их, не из рода ли они Давидова; они сказали, что да. Тогда спросил, какое у них состояние и сколько денег у них в распоряжении. Они сказали, что у них, у обоих, имеется только девять тысяч динариев, из которых каждому причита­ется половина; они у них не в звонкой монете, а вложены в тридцать девять плетров земли. Они вносят с нее подати и живут, обрабатывая ее своими руками. Затем они показали свои загрубелые руки в мозолях, свидетельствовавшие о тяж­ком труде и непрестанной работе. Домициан, не найдя в них вины, презрительно посчитал их глупцами и отпустил на свободу"» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. III, XIX-XX. С. 111).

В самом деле, у настоящих сикариев было не в обычае об­рабатывать землю, и на их руках не могло остаться явных следов тяжелой работы. Тем не менее преследование рода на том не закончилось:

«После Нерона и Домициана,


назад далее
Навигация