Выдумка была ловкой, потому что этот противоположный образ, столь непохожий на оригинал, превратился в стену, долго остававшуюся неприступной, которой безымянные пис­цы V века оградили труп Истины.

Теперь обратимся к загадке Марии из Магдалы, потому что, как увидим, она тоже принадлежит к Святому семейству.

«Движения духа почти всегда воплощаются в красоте жен­щины, которая тогда становится ожившей статуей», — писал Морис Магр1.

Первоначальному христианству, мрачному, пессимистиче­скому, враждебному к женщине, к любви, к красоте, к браку и рождению детей, легенда противопоставила образ прелест­ной молодой женщины, богатой, щедро одаренной, имеющей многочисленных и льстивых поклонников, которая, по край­ней мере духовно, влюбилась в Иисуса и раскаялась2.

Истина, как мы выясним, не столь романтична.

Папы Иоанн XXIII и Павел VI вычеркнули из календаря ка­толических святых двадцать пять — двадцать восемь имен святых, никогда не существовавших либо о которых, во вся­ком случае, ничего не известно. Среди них можно выделить имена святого Георгия, одного из покровителей рыцарства, святого Христофора, покровителя путников, и святой Фило-мены, заступничеству которой Арский кюре обязан большин­ством явлений благодати.

На самом деле «дева, посвященная Господу», по имени Фило-мена, существовала в действительности. Она жила в 145 году при Апеллесе, ученике Маркиона, которого христиане большой церкви уважали, как пишет Евсевий Кесарийский в «Истории церкви», «за образ жизни и за старость». Дева Филомена тоже принадлежала к маркионитской церкви, в то время очень вли­ятельной, и поэтому Рим не может рассматривать ее как «за­конную» святую. Но вернемся к Марии из Магдалы.

Она упоминается у Матфея (27:56 и 61, 28:1), у Марка (15:40 и 47, 16:1), у Луки (8:2), у Иоанна (19:25 и 20:1). Зато она совершенно отсутствует в Деяниях апостолов и в различ­ных Посланиях, как Петра и Павла, так и Иакова или Иоанна. Не знают ее также ни Папий, ни Евсевий Кесарийский.

Это не обязательно означает, что ее никогда не существо­вало, но, может быть, ее можно обнаружить под другим име­нем... Мы скоро увидим под каким.

Легенда отождествила ее, без всякого серьезного основа­ния, с женщиной «дурной жизни», которая однажды омыла ноги Иисуса дорогими духами и вытерла своими волосами. Этот эпизод есть только у Луки (7:37). Дальше мы увидим, что эту «грешницу» отождествили с Марией из Магдалы из-за плохого перевода первоначального греческого текста.

С другой стороны, та же легенда утверждает, что, покинув Палестину через две недели после Вознесения Иисуса, она удалилась в Прованс, в пещеру Святого Утешения, что также никак не подтверждается историей. Ведь священное повество­вание гласит, что, когда Магдалина (назовем ее своим име­нем) подошла к подножию горы, покрытой непроходимым лесом, пещера, расположенная на высоте 886 метров, была совершенно недоступна для людей.


назад далее
Навигация