.."» (Иосиф Флавий. Иудейская война. II, 2).

«Слыша эти слова, народ радовался, и вся Иудея следовала за ним, и окрестности Иерусалима. И не делал он им ничего другого, кроме как погружал в поток Иордана. И отсылал их, наставляя перестать творить зло и говоря, что даст им царя, который освободит их и покорит всех непокорных, сам же не будет покоряться никому. Одни над его словами смеялись, другие верили им... » (Иосиф Флавий. Иудейская война. II, 2).

Достаточно лишь сравнить эти два параграфа, чтобы убе­диться, что второй противоречит первому. Это позднейшая вставка христианских переписчиков. Первый же параграф по своим выражениям полностью соответствует доктрине Иуды из Гамалы, и мы считаем его подлинным. К несчастью, позд­нейшие вставки подменили у Иосифа Флавия те места, кото­рые, конечно, сообщили бы нам гораздо больше, чем Евангелия IV и V веков.

Что касается причины, по которой Иоанн облек звериными шкурами те части тела, которые обычно не покрыты волоса­ми, в этом легко увидеть провокацию, предупреждение для узурпаторской династии Ирода. Сделав это, он стал напоми­нать Исава, покрытого шерстью (Быт., 25:25-26 и 27:16-17). Именно этот прием использовал Иаков, чтобы обмануть свое­го отца Исаака и выдать себя за Исава, его старшего сына. Но ведь Иаков означает «вытесняющий», а Иисус (приход кото­рого возвещает Иоанн) должен будет вытеснить тетрархов, пособников Рима. Наконец, Исав, «косматый», был тем из двух близнецов, который первым вышел из материнского чре­ва. А из двух близнецов, рожденных Марией, Иисус был стар­шим.

Для евреев, понимавших образную манеру, в которой гово­рили пророки, чьим речам всегда предшествовали символиче­ские жесты или позы, Иоанн играл свою роль в совершенстве и выражался в эзотерическом духе, сообразно Преданию.

До сих пор мы покорно следовали классическому сюжету легенды о Крестителе, довольствуясь тем, что отмечали в ней анахронизмы и несообразности с точки зрения исторической реальности. Проверим теперь ее суть.

Ирод Великий умер в 5 году до нашей эры. После его смер­ти, случившейся в месяце нисане (21 марта — 21 апреля), Архелай, его старший сын, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его восхождение на престол Иудеи. Так же поступил его брат Ирод Антипа, но с противоположными на­мерениями. Возвращаясь из Рима, последний склонил Иродиаду, жену другого своего брата Ирода Филиппа, отправиться вместе с ним для сожительства, взяв с собой ее дочь Сало­мею, рожденную Иродиадой от своего супруга Ирода Филип­па. Это решение Иродиада приняла, согласно Иосифу Флавию (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, V. Т. 2. С. 293), вскоре после рождения Саломеи.

Следовательно, означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до нашей эры, и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее три­дцати семи лет.

История, верно рассказанная Иосифом Флавием в «Иудей­ских древностях» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, V. Т. 2. С. 293), сообщает, что первым браком она вы­шла за своего кузена Филиппа, сына того же Ирода Антипы, который одновременно был ее родным дядей и (вследствие брака с Иродиадой) отчимом.

После того как Филипп Антипа умер, не оставив потом­ства от этого брака с Саломеей, она повторно вышла за­муж — за Аристобула, брата Агриппы.

От этого второго брака у Саломеи родилось три сына: Ирод, Агриппа и Аристобул. Время шло, и к моменту смерти Иисуса Саломее было около сорока лет.

И здесь поставим проблему, насколько достоверно канони­ческие Евангелия сообщают реальную причину смерти Крес­тителя.

Ирод Антипа в своем дворце в Тивериаде устраивает боль­шое празднество. На этом пиру рядом с ним сидит Иродиада, его нежно любимая жена. А также, несомненно, Саломея и ее тогдашний супруг — вероятно, Аристобул, если она впервые вышла замуж в пятнадцать лет за Филиппа, который умер в 10 году нашей эры. Рядом с ними, за большим подковообраз­ным столом античных пиров — высшие сановники Ирода, его двор.

Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?

На Востоке в те времена не танцевали, как в наше время в европейских дансингах, «в своем кругу» и «для своего удово­льствия». Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянни­цей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине тридцати семи лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась.

Насколько также правдоподобно, чтобы идумейский тет­рарх предложил в награду за это исполнить любое желание Саломеи, вплоть до половины своего царства, как написано в Евангелии от Марка (6:23)? Для этого нужно, чтобы Ирод Антипа, столь любивший власть и старавшийся увеличить свои владения, потерял разум.

Если же в этой проблеме заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было лет пятьдесят, такая гипотеза ис­ключена! Не заставляют плясать на публике свою жену, осо­бенно когда ей уже полвека, и не предлагают полцарства той, которая уже совместно с вами царствует над всеми вашими владениями.

Итак? Итак, сделаем вывод, что Ирод Антипа просто арес­товал Иоанна Крестителя и заключил его в отдаленных мес­тах, в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейское население. А через год велел обезгла­вить его в той же крепости Махеронт, когда действия зело­тов, возглавляемых Иисусом, вождем этого движения, начали приобретать опасный размах. Эта была лишь простая и жес­токая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему уже упоминавшиеся отцы церкви ничего не знали о пресловутом «танце Саломеи», эпизоде, который следует отнести к сфере легенд, равно как и историю об учениках, которым было позволено год обитать в тени крепости без пищи и воды, а потом получить и забрать с собой голову казненного пророка и унести ее более чем на сотню километров оттуда.


назад далее
Навигация