Казнь Иисуса

Зачем упрекать стрелу, когда налицо стрелок?

Индийская пословица

Каким был подлинный «обвинительный акт», на основе ко­торого был осужден Иисус? На этих страницах мы попыта­лись воссоздать его, учтя всё, что могли поставить в вину Иисусу согласно законам империи. Но на самом деле, если когда-то он и был известен, то позже его тщательно уничто­жили или скрыли в архивах, куда никогда не допускали про­стого человека.

Все католические экзегеты признают, что мнимый отчет Пилата Тиберию о воскресении и вознесении Иисуса — гру­бая фальшивка. Они относят к апокрифам «Деяния Пилата», процитированные нами выше, потому что чрезмерная аполо­гия Иисуса очевидно лишает этот текст всякого правдоподо­бия. Но содержание всех этих документов нам известно. Они составляют первую часть Евангелия от Никодима.

Того же нельзя сказать о третьем документе, который хри­стиане цитируют, но не воспроизводят. Действительно, в 311 или 312 году, в царствование императора Максимина Дазы, повсюду, по всей империи и прежде всего по школам, были распространены новые Деяния Пилата.

Вот что говорит об этом, очень осторожно, Евсевий Кеса-рийский:

«Измышлены были тогда "Акты Пилата" — записки, пол­ные всяческой хулы на Христа, по указанию властелина спис­ки этих "Актов" разослали по всей подвластной ему стране с приказом поместить их всюду по деревням и городам на виду у всех; учителям же, вместо занятий учебными предметами, ве­лели читать их в школе и заставлять учеников выучивать наи­зусть» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. IX, V, 1. С. 375).

Очень вероятно, что эти тексты, которые церковные писа­тели окрестили «Деяниями Пилата», как и текст, благосклон­ный к их верованиям, были просто кратким изложением процесса Иисуса или даже, еще проще, текстом окончатель­ного приговора, вынесенного Пилатом.

Но этот документ, который был бы драгоценен по многим причинам и который можно было бы сравнить с «Деяниями Пилата», восхваляющими Иисуса, до нас не дошел. В веках сохранились лишь последние.

И обратное было бы странно. Прокураторы, высшие функционеры империи регулярно отправляли в Рим отчеты о важных событиях на территории их юрисдикции. Таким обра­зом Тацит смог оставить нам свои «Анналы» и «Истории». В них мы находим описание того, что происходило как на Востоке, так и на Западе, почти по дням. Однако кроме со­бытий в Иудее во времена Иисуса. Монахи-переписчики пропустили их. То же произошло с отчетом Пилата Тиберию о большом восстании 33 года под предводительством Иисуса. Когда при Константине христиане пришли к власти, должно быть, архивы имперской канцелярии сразу же подверглись чи­стке. Немедленно став преследователями всего, что не было христианским и притом ортодоксальным, вожди мессианист-ской секты, посылавшие на рудники философов и ученых-гно­стиков, едва ли проявляли особую щепетильность в отношении архивных документов.

Из способа казни, примененного в отношении Иисуса, мы также извлечем сведения, ценные для нашего исследования.


назад далее
Навигация