С другой стороны, на улице он приобретал другой облик, его не узнавали. Так, в саду перед пустой гробницей Мария из Магдалы приняла его за садовника (Иоан., 20:15). На доро­ге в Эммаус он подошел к двум из своих учеников, долго шел вместе с ними, беседуя, и они его так и не узнали. Лишь в по­мещении он им открылся.

Причину всех этих предосторожностей легко понять. Близ­нец, загадочный ґаоша, был похож на Иисуса, как один брат-близнец бывает похож на другого. Если бы он показался с открытым лицом, он, всегда державшийся в стороне, его бы узнали, как евреи, так и римские легионеры, снова бы аресто­вали, и никаких «чудес» было бы уже не совершить. Тем бо­лее не было речи о том, чтобы предстать «посмертным» победителем перед Пилатом, Иродом или Каиафой! Вот наш близнец и бродит загримированным, и это объяснение, по­чему на открытом воздухе, как в саду, так и на дороге, как Мария из Магдалы, так и ученики, идущие в Эммаус, его не узнают. Но в доме — другое дело, там он в укрытии.

Что касается его внезапных «исчезновений», для них не было необходимости проходить сквозь стену. В общую чашу с вином подмешивали «банг», который часто использовали бе­зымянные рассказчики сказок «Тысячи и одной ночи», чтобы сначала помутить разум герою своей сказки, а потом усыпить его; этот «банг» был прекрасно известен в те времена в Пале­стине и на всем Ближнем Востоке. А если его не было, про­сто-напросто использовал свою гипнотическую силу какой-нибудь факир.

Но это значило играть опасную роль. Поэтому визит вос­кресшего псевдо-Иисуса сократили. И очень скоро, самое бо­льшее через несколько дней, наш близнец организовал свое «вознесение» при помощи обычных сообщников — Петра, Иакова и Иоанна. И «пятьсот братий», которых призывает в свидетели Павел (1 Кор., 15:6), увидели только огонь — это можно сказать с уверенностью, потому что тогда еще раз ис­пользовали пиротехнику того времени. Поэтому и Евангелия могут утверждать, что «облако взяло Его из вида их».

Но — скажет читатель — что же сталось с этим близне­цом после комедии воскресения?

Мы думаем, что, как уже говорилось, был использован один очень ловкий прием, чтобы переправить его за пределы Палестины, не подвергая опасности ареста. На самом деле, во втором фрагменте Евангелия от Варфоломея описана доволь­но странная сцена. Она происходит после воскресения Иису­са, и последний якобы продает Фому работорговцу:

«Петр сказал торговцу: "Вот Наш Господь, пойди и скажи ему, на что ты согласен в отношении нас".

Тогда торговец сказал Иисусу: "Привет тебе, сильный и до­стопочтенный человек, похоже, ты человек важный и хороше­го рода".

И торговец глянул на лицо Фомы. Он нашел, что тот бли­же к расцвету лет, чем Матфей. Он сказал: "Получи плату за него и отдай его мне". Иисус сказал ему: "Дай мне за него столько фунтов золота". И торговец согласился. Он сказал Иисусу: "Напиши мне расписку". Иисус написал: "Я при­знаю, что продал своего человека..."»


назад далее
Навигация