«Так как многие стекались к проповеднику, учение кото­рого возвышало их души. Ирод [Антипа] стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, 5, 18. Т. 2. С. 318).

К этой краткой биографии добавим две важные даты жиз­ни Крестителя. В цитадель Махеронта он был заключен яко­бы 28 мая 31 года нашей эры. А 29 марта следующего года, то есть 32-го, его, как утверждается, казнили.

Отметим также мимоходом, что пожар Рима в 64 году вспыхнул в момент, когда в Иудее разразилось восстание, ко­торому предстояло завершиться разрушением Иерусалима, и что начался этот пожар с цирковых конюшен через 33 года после смерти Крестителя1. Бывают очень показательные сов­падения. Мы к нему вернемся в одной из ближайших работ.

Но что все-таки представлял собой Махеронт?

Махеронт был крепостью в Трансиордании, на самой око­нечности Переи, на границе с Набатейским царством и подни­мался на 750 метров над свинцовой гладью Мертвого моря.

Согласно Ренану, Ирод Антипа возвел крепость, внутри которой находились дворец, оборудованный с величайшей ро­скошью, и тюрьма, поскольку в те страшные времена дворцов без тюрем не бывало. Именно там, по мнению того же Рена-на, произошла сцена танца, а после — сцена отрубания го­ловы.

Ренан ошибается. В отношении деталей и подробностей этого сюжета евангельские тексты особенно явно чего-то не­договаривают. Ведь если предположить, что праздник и та­нец, послуживший предлогом для казни, имели место в обычном дворце Ирода Антипы в Тивериаде, рассказ стано­вится не слишком правдоподобным. Между Тивериадой, стоя­щей на чарующих берегах Генисаретского озера, или Галилейского моря, и Махеронтом, расположенным на вос­точном берегу Мертвого моря, минимум сто сорок километ­ров по прямой. Получается, что палач Ирода покрыл не менее трехсот километров, считая прямой и обратный путь, ночью за несколько часов. В ту эпоху такое было совершенно невозможно.

С другой стороны, Иосиф Флавий, рассказывая о построй­ке крепости Махеронт, первоначально называвшейся Ироди-он, ничего не говорит о внутреннем дворце, и мы скоро поймем почему.

Напротив, он описывает нам дворец, также называвшийся Иродионом, который Ирод Антипа возвел близ Иерусалима и оборудовал с большой роскошью. Значит, надо полагать, именно там происходила сцена танца во время ночного празд­ника и были приняты последующие решения. Но не о казни Крестителя.

Еще одно противоречие. В обоих Евангелиях, где повеству­ется об усекновении главы Крестителя, у Матфея (14:11) и Марка (6:28), танцовщица, которая очаровала Ирода Анти-пу, — это Саломея, дочь Иродиады. Эти тексты в IV веке ста­ли известны всему христианскому миру. Но ведь в то же время, а также в V веке танцовщицей считали саму Иродиа-ду. Прежде всего Иоанн Златоуст, который сравнивал


назад далее
Навигация