«Можно задаться вопросом, не имел ли в этой системе осо­бого значения вторник. Пасхальную жертву здесь приносили во вторник вечером. Вторник был седьмым днем Пасхи. Равно как седьмым днем праздника кущей, до введения вось­мидневного праздника. Три из четырех видений Аггея придут­ся на вторник, притом одно — на седьмой день праздника кущей. Единственная дата книги Еноха, главы I — видение на четырнадцатый день седьмого месяца (вторник), канун празд­ника кущей» (Jaubert, Annie. La Date de la Cene: calendrier biblique et liturgie chretienne. Paris: J. Gabalda. 1957. P. 39).

Таким образом, если, как сообщает Иоанн, Иисус умер в момент, когда приносили в жертву пасхального агнца, то по зелотскому календарю этот день был вторником.

Поэтому Иисус выбрал существ этого дня и этого самого часа.

Впрочем, на проклятия как таковые христиане никогда не скупились. Не касаясь ужасных последствий для отлученного в тексте Великого отлучения, процитируем только святого Павла:

Первое послание к коринфянам, 5:3-5. «А я... уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело... предать са­тане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».

Первое послание к Тимофею, 1:20. «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».

В первом случае речь шла о юноше, женившемся на вдове отца, то есть на мачехе. Во втором — об обычных христиа­нах, перешедших в гностицизм, которые, вероятно, утвержда­ли, что мир — творение несовершенного Демиурга, а не Верховного Бога.

Так вот, в том и другом случаях тот, кто обрекал человече­ское существо на адские муки с целью уничтожения его пло­ти и умерщвления его, совершал преступление, которое каралось смертью согласно римскому закону, называемому «Законы Двенадцати таблиц», потому что это считалось чер­ной магией.



Последнее подтверждение полностью магического харак­тера последних слов Иисуса мы находим в «Деяниях Пилата», коптском апокрифе, во втором фрагменте:

«Тогда, на шестой день, тьма сделалась по всей земле, до девятого часа. Солнце затмилось. Тогда Иисус воскликнул громким голосом: "Аба... Аби... Адах... Эфкидру... Адонаи... Ароа... Сабел... Луэл... Элои... Элемас... Абакданей... Ориот... Миот... Уаат... Сунь... Перинет... Иотат..."».


Эти имена в древних магических книгах называют «имена­ми властей», и в самых известных из этих книг некоторые из них встречаются часто. В отличие от классической фразы, их присутствие здесь подтверждает, что последние слова Иисуса имели характер заклинания. И далее в данной рукописи еще раз подчеркивается важность этого удивительного предания:

«В момент, когда Спаситель сказал эти слова, воздух изме­нился, место затмилось, отверзлась бездна, помрачился небо­свод» (Там же, 2-й фрагмент).

Таким образом, это бесспорно был призыв к силам тьмы и хаоса1.

Из этого краткого исследования легко сделать окончатель­ный вывод: последние слова Иисуса были проклятием городу, который не поддержал его в попытке освобождения от рим­ского ига, и мы показали, что это проклятие было последним, а не первым. Но, соединенное с последним вздохом умираю­щего, оно поразило город, как через тринадцать веков послед­ние слова великого магистра тамплиеров навсегда поразят французскую монархию и папство...


назад далее
Навигация