«Можно задаться вопросом, не имел ли в этой системе особого значения вторник. Пасхальную жертву здесь приносили во вторник вечером. Вторник был седьмым днем Пасхи. Равно как седьмым днем праздника кущей, до введения восьмидневного праздника. Три из четырех видений Аггея придутся на вторник, притом одно — на седьмой день праздника кущей. Единственная дата книги Еноха, главы I — видение на четырнадцатый день седьмого месяца (вторник), канун праздника кущей» (Jaubert, Annie. La Date de la Cene: calendrier biblique et liturgie chretienne. Paris: J. Gabalda. 1957. P. 39).
Таким образом, если, как сообщает Иоанн, Иисус умер в момент, когда приносили в жертву пасхального агнца, то по зелотскому календарю этот день был вторником.
Поэтому Иисус выбрал существ этого дня и этого самого часа.
Впрочем, на проклятия как таковые христиане никогда не скупились. Не касаясь ужасных последствий для отлученного в тексте Великого отлучения, процитируем только святого Павла:
Первое послание к коринфянам, 5:3-5. «А я... уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».
Первое послание к Тимофею, 1:20. «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».
В первом случае речь шла о юноше, женившемся на вдове отца, то есть на мачехе. Во втором — об обычных христианах, перешедших в гностицизм, которые, вероятно, утверждали, что мир — творение несовершенного Демиурга, а не Верховного Бога.
Так вот, в том и другом случаях тот, кто обрекал человеческое существо на адские муки с целью уничтожения его плоти и умерщвления его, совершал преступление, которое каралось смертью согласно римскому закону, называемому «Законы Двенадцати таблиц», потому что это считалось черной магией.
Последнее подтверждение полностью магического характера последних слов Иисуса мы находим в «Деяниях Пилата», коптском апокрифе, во втором фрагменте:
«Тогда, на шестой день, тьма сделалась по всей земле, до девятого часа. Солнце затмилось. Тогда Иисус воскликнул громким голосом: "Аба... Аби... Адах... Эфкидру... Адонаи... Ароа... Сабел... Луэл... Элои... Элемас... Абакданей... Ориот... Миот... Уаат... Сунь... Перинет... Иотат..."».
Эти имена в древних магических книгах называют «именами властей», и в самых известных из этих книг некоторые из них встречаются часто. В отличие от классической фразы, их присутствие здесь подтверждает, что последние слова Иисуса имели характер заклинания. И далее в данной рукописи еще раз подчеркивается важность этого удивительного предания:
«В момент, когда Спаситель сказал эти слова, воздух изменился, место затмилось, отверзлась бездна, помрачился небосвод» (Там же, 2-й фрагмент).
Таким образом, это бесспорно был призыв к силам тьмы и хаоса1.
Из этого краткого исследования легко сделать окончательный вывод: последние слова Иисуса были проклятием городу, который не поддержал его в попытке освобождения от римского ига, и мы показали, что это проклятие было последним, а не первым. Но, соединенное с последним вздохом умирающего, оно поразило город, как через тринадцать веков последние слова великого магистра тамплиеров навсегда поразят французскую монархию и папство...
назад далее