Чтобы обойти этот подводный камень, сцену пыта­лись перенести в Вифсаиду-Юлию, на берег Тивериадского озера, оно же Генисаретское, оно же Галилейское море. Но тогда дело происходит уже не в области Герасы, не в Галаади-тиде, а в Гавланитиде, более чем в 80 км по прямой от Гера-сы... И здесь тоже безымянные писцы IV века сочиняли как попало, не задумываясь. В «Путешествии на Восток» Жерара де Нерваля мы прочтем следующие слова Авиценны:

«Я всегда говорил, что конопля, из которой делают гашиш­ную массу, была той самой травой, которая, по словам Гип­пократа, вызывала у животных нечто вроде бешенства, побуждая их бросаться в море».

В самом деле, сделав выборку из чудесных событий, проис­хождение которых не поддается проверке, которые иудеи объ­ясняют магией и в которых христиане видят чудеса, мы увидим, что жизнь Иисуса определяют три важных события:

а) встреча с Князем тьмы на вершине Сорокадневной горы, в Иудейской пустыне;

б) призывание Моисея и Илии на вершине горы Фавор;

в) финальный диалог, незадолго до ареста, на Масличной горе с загадочным «отцом».

Так вот, все это представляет собой последовательность магических операций, запрещенных иудейской религией под страхом смерти.

В сцене Искушения (Матф., 4; Марк, 1; Лук., 4) Дух по­буждает Иисуса на сорок дней и сорок ночей уединиться на вершине горы, которую в наши дни называют Сорокадневной, и уточняется, что это было сделано «для искушения от диаво-ла». Речь идет об инициационном испытании: на самом деле посвящаемый должен победить Низшие силы, если хочет по­лучить поддержку Высших. Такой же эпизод есть в жизни Будды и других великих чудотворцев. После этого победитель «получает помощь от всего Неба, и ему повинуется весь Ад», согласно выводу, хорошо знакомому всем каббалистам.

Но имел ли место вызов некоего существа при помощи ри­туалов и заклинаний, вследствие которых оно обязано было явиться, или, напротив, этот уход от людей на сорок дней, уединение и пост не предполагали такого явления непремен­но, и оно было неожиданным? Ни один текст этого не уточня­ет. Кстати, утверждение, что Иисус сорок дней ничего не пил в ужасном безлюдье Иудейской пустыни, надо счесть яв­ным преувеличением. Он был подвержен всем плотским стра­даниям, он мучился от бичевания, на кресте, он умер — либо потому что был распят, либо от удара копьем римского легио­нера, и совершенно немыслимо, чтобы он вынес такое обезво­живание организма в тропической жаре и среди раскаленных камней.

Как бы то ни было, встреча с «явлением» Повелителя зла — первое важное магическое событие в легендарной жиз­ни Иисуса. Было и второе, которого обычно не замечают: с этим Повелителем была и вторая встреча, самое меньшее одна. Она произошла перед самым арестом, самое большее за несколько дней до него:

«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, что­бы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди бра­тьев твоих» (Лук., 22:31-32).


назад далее
Навигация