.. И едва он произнес эти слова, грянул гром, содрогнулась земля, и Иису­са окутало облако» (Послания апостолов, 62:51).

Бесспорный факт: во II веке церковь еще не отмечала Пас­хи и Пятидесятницы, а только Вознесение. И это доказывает, что для тогдашнего христианского мира Пасха (Воскресение) совпадала с Вознесением.

В конце IV века Иерусалимская церковь праздновала Воз­несение на пятидесятый день после Пасхи, то есть в день Пятидесятницы. И в те же времена святой Павлин в качест­ве великих христианских праздников упоминает только Рож­дество, Богоявление, Пасху и Пятидесятницу.

Только в начале V века, то есть после дискуссии Юлиана Галикарнасского и Севера Антиохийского и после решения церкви истребить грубой силой всякий след этого спора, Иоанн Златоуст (умерший в 405 году) и Августин (умерший в 430 году) смогут навести нас на след некоего Вознесения, празднуемого и отмечаемого через сорок дней после Воскре­сения на Пасху, как в наши дни.

Можно сожалеть, что Юлиан Отступник в августе 362 года велел уничтожить останки Иисуса в Самарии. Может быть, не будь этого, церковь не зашла бы так далеко в измыш­лении мифа.

Итак, перед нами несколько разных утверждений о длите­льности того периода, когда воскресший Иисус являлся своим ученикам, а также женщинам, которые следовали за ним:

а) один день — согласно Луке, в его Евангелии (24:1 -53);

б) один день — согласно Петру (56-57);

в) один день — согласно Тертуллиану (160-240);

г) один день — согласно Посланиям апостолов (62:51);

д) восемь дней — согласно Посланию Варнавы (10:8-9);

е) сорок дней — согласно Луке, в его Деяниях апостолов (1:3).

У Матфея длительность упомянутого периода точно не указывается, но вывод о ней можно сделать, исходя из време­ни, за которое можно дойти из Иерусалима до Галилеи, где Иисус назначил встречу своим ученикам (28:10). Это рассто­яние составляет около 150 километров по тогдашней римской дороге. То есть три дня ходу. Значит, Матфей высказывается в пользу трех дней. Марк склонен указать тот же отрезок вре­мени, что и Лука в его Евангелии, то есть не больше дня. Иоанн (20 и 21) предпочел бы оценить тот же период в девять-десять дней.

Тем не менее из всех этих иллюзорных противоречий сле­дует, что время, в течение которого Иисус якобы являлся уче­никам, было очень кратким.

Но есть обстоятельство и еще более удивительное. Ведь и в отношении места, где происходили эти явления Иисуса, су­ществует два предания.

Явления в Галилее — это предание, общее для Матфея, Марка (по крайней мере для апокрифической части его Еван­гелия, которую все признают таковой, то есть после стиха 8 главы 16), приложения к Евангелию от Иоанна, представлен­ного главой 21 целиком — тоже апокрифической, и Еванге­лия от Петра.

Явления в Иудее описаны у Луки, у Марка в апокрифиче­ском окончании (16:9-20), у Иоанна, кроме приложения (всей главы 21).

Итак, вот три свидетельства непосредственных учеников Иисуса — Матфея, Марка и Иоанна и


назад далее
Навигация