, 25:30), который можно было бы в крайнем случае назвать "галлел". Но нет ни горьких трав, ни четырех чаш; нет даже агнца, который символизировал бы Христа лучше, чем любой другой эле­мент трапезы, и опресноков нет, только обычный хлеб (по-гречески arton)».

У Марка (14:22-23) и у Матфея (26:26-27) мы читаем: «И, когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И. взяв чашу, благодарив, подал им...». Чтобы увидеть в этой трапезе пасхальную — как бы мало она ни Напоминала послед­нюю, — надо признать, что эта чаша благословения, подан­ная после раздачи хлеба, была третьей чашей ритуальной иудейской трапезы. Лука был более проницателен: у него трапеза началась (22:17) с благословения чаши. Он уже не ввел его, «когда они ели», что на самом деле нарушает поря­док трапезы, и закончил трапезу тем, что по столу была пуще­на чаша, которая в конце концов могла быть четвертой (ср.: Guignebert, Charles. Jesus. Paris: Albin Michel. 1947).

Но нас ждут другие противоречия. Как объяснить, что оче­видцы Иоанн и Матфей пишут такие нелепости, а благочести­вые иудеи Лука и Марк не знают традиционных иудейских ритуалов, где придается такое значение деталям?

У синоптиков, то есть у Матфея, Марка и Луки, Иисус от­праздновал Пасху того года до своей казни, передав им хлеб и вино, мистически претворенные в плоть и кровь.

У Иоанна, напротив, в тот самый момент, когда гото­вились к Пасхе, принося в Храме в жертву ритуальных агн­цев, кровь которых пропитает жертвенник (каждый отец семейства забирал животное, чтобы съесть его дома, в кругу семьи, согласно строгому обычаю), — как раз в этот миг, в чем заключалась явная эзотерическая символика, Иоанн при­нял последнее дыхание Иисуса.

Так вот, здесь очевидное противоречие: согласно синопти­кам, в вечер перед казнью на Голгофе Иисус в кругу учеников учредил причастие. Значит, это происходило в четверг вече­ром, а поскольку по иудейскому Закону сутки начинаются с захода солнца, это было начало 15-го дня месяца нисана. Именно этот день в Храме приносили в жертву пасхальных агнцев. Ближайшей ночью Иисуса арестовали в Гефсиман-ском саду, а осудили и казнили, таким образом, на следую­щий день, то есть в пятницу. Значит, его положили в могилу в субботу, а воскрес он в воскресенье утром.

Напротив, в рассказе Иоанна присутствует легкий ужин, трапеза, чему доказательство — эпизод с хлебом, который Иисус, обмакнув в вино, подает Иуде, но нет речи ни об уч­реждении причастия, ни о пасхальной трапезе в ритуальном и иудейском смысле этого слова. Арест Иисуса происходит уже не на 15-й день месяца нисана, а ночью 14-го. Следую­щим утром иудеи не входят в римскую преторию из страха оскверниться и потерять право вечером есть пасхального агн­ца (Иоан., 18:28).

Таким образом, в тот самый момент, когда этих агнцев ты­сячами приносят в жертву в Храме, Иисус умирает на кресте. Это вторая половина дня 14 нисана. Таким образом, рас­хождение с синоптиками в два дня


назад далее
Навигация