Этот текст побуждает сделать несколько замечаний.
Прежде всего ошибочно утверждение, что безумное увлечение сектой, основанной Иудой из Гамалы, началось при Гессии Флоре, так как он был прокуратором Иудеи в 65 году. А Иуда из Гамалы поднял восстание Переписи в 6 году нашей эры. Следует понимать, что в 65 году эта секта значительно укрепилась и привлекала еврейскую молодежь. Но очевидно, что с 6 по 65 год она тоже поднимала мятежи.
Далее, надо отметить, что ее учение в точности соответствует учению Иисуса, который говорит:
«Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне» (Матф., 6:24; Лук., 16:13).
«Ибо один у вас учитель — Христос, все же вы — братья» (Матф,, 23:8).
О бесчувственности приверженцев этой доктрины к мучениям ближних можно судить по тому факту, что в Евангелиях нет ни одного упоминания о нравственных страданиях Марии, его матери, стоящей близ позорного креста, к которому пригвожден ее сын. Она там, с несколькими другими женщинами, не более того. Многочисленные женщины, сопровождающие судебную процессию, которая поднимается на Голгофу, плачущие и бьющие себя в грудь, — обычные плакальщицы всякой погребальной процессии в этих ближневосточных местностях.
На самом деле надо признать, что этот мессианский интег-ризм не был в Израиле в новинку. Так, во второй (в русском переводе — в четвертой] Книге Царств мы видим, что Исмаил, сын Нефании, убивает Годолию и тех евреев, которые сотрудничали с халдеями:
«Но в седьмый месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишама, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и иудеев и халдеев, которые были с ним в Массифе. И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись халдеев» (4 Цар., 25:25-26).
Больше подробностей о деятельности этого Исмаила «из племени царского» можно найти у Иеремии (41:1-18). Но где рвение этого человека, мстителя за честь Израиля, становится подозрительным, так это в предьщущей главе:
«Между тем Иоанан, сын Карея, и все военные военачальники, бывшие в поле, пришли к Годолии в Массифу и сказали ему: "Знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоно-вых., прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя?" Но Годолия, сын Ахикама, не поверил им» (Иер., 40:13-14).
Годолии предлагают опередить события и приказать убить Исмаила, но Годолия отказывается, заявляя, что у Исмаила нет никаких причин желать его смерти. Он просто забыл или не знает о роли Ваалиса, царя аммонитян. Таким образом, на деле наш мститель — всего лишь наемный убийца.
назад далее