Мне ведь нечего бояться, что моим словам о них не будет придано веры, напротив, мои сло­ва далеко не исчерпывают всего их великодушия и готовности их подвергаться страданиям. Народ стал страдать от безумно­го увлечения ими при Гессии Флоре, который был наместни­ком и довел иудеев злоупотреблениями своей власти до восстания против римлян. Таковы были философские школы иудеев» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, 1. С. 302-305).

Этот текст побуждает сделать несколько замечаний.

Прежде всего ошибочно утверждение, что безумное увле­чение сектой, основанной Иудой из Гамалы, началось при Гессии Флоре, так как он был прокуратором Иудеи в 65 году. А Иуда из Гамалы поднял восстание Переписи в 6 году нашей эры. Следует понимать, что в 65 году эта секта значительно укрепилась и привлекала еврейскую молодежь. Но очевидно, что с 6 по 65 год она тоже поднимала мятежи.

Далее, надо отметить, что ее учение в точности соответст­вует учению Иисуса, который говорит:

«Никто не может служить двум господам... Не можете слу­жить Богу и маммоне» (Матф., 6:24; Лук., 16:13).

«Ибо один у вас учитель — Христос, все же вы — братья» (Матф,, 23:8).

О бесчувственности приверженцев этой доктрины к муче­ниям ближних можно судить по тому факту, что в Евангелиях нет ни одного упоминания о нравственных страданиях Ма­рии, его матери, стоящей близ позорного креста, к которому пригвожден ее сын. Она там, с несколькими другими жен­щинами, не более того. Многочисленные женщины, сопро­вождающие судебную процессию, которая поднимается на Голгофу, плачущие и бьющие себя в грудь, — обычные пла­кальщицы всякой погребальной процессии в этих ближнево­сточных местностях.

На самом деле надо признать, что этот мессианский интег-ризм не был в Израиле в новинку. Так, во второй (в русском переводе — в четвертой] Книге Царств мы видим, что Исмаил, сын Нефании, убивает Годолию и тех евреев, которые со­трудничали с халдеями:

«Но в седьмый месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишама, из племени царского, с десятью человеками, и по­разил Годолию, и он умер, и иудеев и халдеев, которые были с ним в Массифе. И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись хал­деев» (4 Цар., 25:25-26).

Больше подробностей о деятельности этого Исмаила «из племени царского» можно найти у Иеремии (41:1-18). Но где рвение этого человека, мстителя за честь Израиля, становит­ся подозрительным, так это в предьщущей главе:

«Между тем Иоанан, сын Карея, и все военные военачаль­ники, бывшие в поле, пришли к Годолии в Массифу и сказали ему: "Знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоно-вых., прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя?" Но Годолия, сын Ахикама, не поверил им» (Иер., 40:13-14).

Годолии предлагают опередить события и приказать убить Исмаила, но Годолия отказывается, заявляя, что у Исмаила нет никаких причин желать его смерти. Он просто забыл или не знает о роли Ваалиса, царя аммонитян. Таким образом, на деле наш мститель — всего лишь наемный убийца.


назад далее
Навигация