Явления и вознесение Иисуса

Прочел, понял, отверг. Юлиан, император

Вполне очевидно: если в 362 году христиане еще приходи­ли в Севасту в Самарии поклоняться останкам Иисуса, зна­чит, вера в телесное «вознесение», во плоти, еще не была создана. Просто считали, что его дух и душа, соединившись в некой легко улетучивающейся форме, поднялись в Плерому, чтобы занять место по правую руку от Бога.

Это мнение не исключало культа телесных останков Иисуса, покоящихся во вполне материальной могиле. И это неоспоримо демонстрирует дискуссия между Юлианом Галикарнасским и Севером Антиохийским, как нельзя более законными еписко­пами.

Лишь много позже того, как могилу осквернили по прика­зу императора Юлиана и останки Иисуса уничтожили, была придумана легенда о вознесении телесном, во плоти. Но, по­скольку тщательно согласовать все тексты тогда не было воз­можностей, в конечном счете в созданиях безымянных авторов обнаружились серьезные противоречия.

В самом деле, согласно Луке, ученику Павла, написавше­му Деяния апостолов (1:1-11), Иисус после исчезновения из могилы провел в обществе учеников сорок дней. Такое дли­тельное пребывание на земле не согласуется с явлениями или материализациями, перечисленными Павлом в Первом посла­нии к коринфянам (15:3-11). А ведь послания Павла явно были написаны раньше, чем его секретарь Лука составил Деяния.

С другой стороны, рассказ из Деяний не совпадает и с рас­сказом в Евангелии от того же Луки (24:50-53), тоже более ранним текстом. Ведь, согласно Луке, Иисус привел одинна­дцать учеников в Вифанию, близ Иерусалима, в самый день своего воскресения, самое позднее через день, и покинул их, чтобы подняться на небо.

Другие христианские тексты тоже противоречат утвержде­нию Деяний о долгом пребывании Иисуса на земле. Так, на­пример, в Послании Варнавы (первая четверть II века) Вознесение следует непосредственно за Воскресением. Суди­те сами:

«Вовсе не нынешние субботы мне по нраву, но та, которую создал я и в которую, положив конец вселенной, я провозгла­шу день восьмой, то есть иной мир. Вот почему мы радостно празднуем восьмой день, когда воскрес Иисус и, явившись, поднялся на небо» (Послание Варнавы, 10:8-9).

В Евангелии от Петра ангел говорит Марии из Магдалы и ее подругам, которые только что обнаружили, что камень от­вален и могила пуста: «Зачем вы пришли? Кого вы ищете? Не того ли, кто был распят? Он воскрес, и он ушел. Если не ве­рите, наклонитесь и посмотрите на место, где он лежал; его там нет, ибо он воскрес и ушел в то место, откуда был прислан» (Евангелие от Петра, 56-57).

Тертуллиану известно еще одно предание: «Через два дня, на третий, когда он со славой воскрес из земли, он был при­нят на небо, откуда пришел».

Еще один текст, тоже очень древний, Послания апостолов (62, 51), относит Воскресение и Вознесение к одному и тому же дню. В этом послании Иисус, дав последние указания сто­ронникам, говорит им: «И вот, через три дня и три часа Тот, кто послал Меня, придет, чтобы Я ушел с ним


назад далее
Навигация