усугубил свою вину под­жогом (а пожар дома в те времена часто вызывал пожар во всем городе), его секли бичами не из кожаных полосок со свинцовыми шариками, а из железных цепочек с бронзовыми шариками, предварительно раскаленных на жаровне. Первые назывались «flagella», а вторые — «flagra» («обжигающие»). В любом случае бичевание, при неограниченном числе уда­ров, производилось с тем, чтобы сломить у осужденного вся­кую волю к сопротивлению при распятии.

5. Существовало два вида пригвождения к кресту. Злодеев и восставших рабов распинали головой вверх., а мятежни­ков — головой вниз. Причины этого различения были чисто символическими. Мятежник совершал святотатство по отно­шении к величию императора, обожествленного и олицетво­ряющего всю Римскую империю. Поэтому его выставляли на всеобщее обозрение перевернутым. При этом способе распя­тия к двум ветвям креста прибивали широко раздвинутые ноги. Гвозди вбивались в просвет между большой и малой бер­цовыми костями, непосредственно под лодыжкой и предплюс­ной. В руки гвозди забивали либо в ладони, либо между лучевой и локтевой костями, либо непосредственно в запястья. В этом случае их прибивали сразу за спиной, с другой стороны вертикальной перекладины, и перекрещивали. Вергилий на­мекнул на такое распятие головой вниз в знаменитом стихе «Debellare superóos» (Вергилий. Энеида. VI, 5, 853), то есть «Опрокидывать надменных».

Об этом особом виде распятия, головой вниз для мятежни­ков и головой вверх для злодеев и рабов, сообщает Сенека. На него же ссылаются Деменье в книге «Дух обычаев» и Фернан Николаи в «Истории верований»2. Евсевий Кесарий-ский, который сам был свидетелем таких казней, подтвержда­ет существование двух их особых видов:

«...других распинали — или как обычно распинают пре­ступников, или более жестоким образом, пригвождая голо­вой вниз и оставляя в живых, пока они не погибали от голода на самом кресте» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. VIII, VIII. С. 349).

Вот почему, когда сообщают о христианках, повешенных за ногу или за ноги, то есть головой вниз, значит, этих жен­щин уличили в принадлежности к мессианистской секте или мессианистскому движению, которых в то время Рим рас­сматривал как участниц чисто политического мятежа, а не представительниц особой религии.

И здесь возникает вопрос, ответ на который чреват очень серьезными выводами; Иисуса осудили как мятежника; его обвинили в том, что он притязал на царский титул, подстре­кал народ к восстанию, незаконно собирал десятину и пошли­ны (Лук., 23:2). А Евангелия описывают его распятым головой вверх! В доказательство нам хватит следующих от­рывков:

«И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Матф., 27:37).

«Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: ...если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Матф.,27:39-40).

«И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил ук­сусом и, наложив на трость, давал ему пить» (Матф., 27:48).


назад далее
Навигация