Иисус среди учителей

В пять лет достигают возраста, который требу­ется, чтобы изучать Писание, в десять — чтобы изучать Мишну, в тринадцать — чтобы соблю­дать заповеди...

Талмуд. Трактат «Авот». 5:24

Мы уже видели, что родители Иисуса, Иосиф и Мария, не побеспокоившись о нем в течение целого дня пути по опасной дороге, когда возвращались из Иерусалима после Пасхи, на­конец осознали его отсутствие, вернулись в Иерусалим и по­сле трех дней напрасных поисков обнаружили его «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашиваю­щего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук., 2:46-47).

Текст очень ясен. Иисус спрашивает учителей Закона, они ему отвечают, он их выслушивает. В свою очередь его спра­шивают, и он разумно отвечает. Перед нами обычное занятие по изучению основ иудейской веры. Из этой очень простой сцены, типичной для всех маленьких евреев, тоже попыта­лись, как мы сейчас увидим, сделать эпизод, полный чудес. И он как у художников, так и у специалистов по «священной истории» превратился в хорошо известный шаблон: Иисус наставляет Учителей.

Как представить себе, чтобы учителя Закона, все без ис­ключения искушенные в толкованиях тонкостей Торы и Тал­муда, а некоторые из них — в загадочных арканах Каббалы, как допустить, что эти люди опустились до уровня неофитов, смиренно внимающих поучениям двенадцатилетнего маль­чика? Ведь, согласно Луке (2:42), Иисусу в этом эпизоде было двенадцать лет.

Так вот, именно это последнее уточнение позволяет нам точно выяснить природу этого эпизода, ставшего в течение веков очень важной ритуальной церемонией — Бар-Мицва.

В иудаизме, когда мужчина достигает в тринадцать лет ре­лигиозного совершеннолетия, он в силу того же факта стано­вится совершеннолетним юридически и приобретает статус полноценного мужчины. Его коммерческие сделки любой при­роды действительны в юридическом смысле, и он также имеет право обручаться и вступать в брак. Он становится ответст­венным за все свои действия, преступления и нарушения за­кона и в силу того же факта подлежит всем санкциям, которые предписывает означенный закон.

С этого дня он рассматривается как взрослый иудей и обя­зан соблюдать позитивные предписания, а также не нарушать негативных заповедей. Кроме того, его присчитывают к квору­му, необходимому для выполнения публичной службы, и мо­гут предложить читать Тору в местной синагоге.

Однако самое важное из внешних проявлений нового ста­туса, связанных с Бар-Мицвой, — бесспорно, обязанность но­сить каждый будний день на утренней молитве ритуальные филактерии, тогда как раньше мальчик был от этого избав­лен.

Одно время особой церемонии приема в число совершенно­летних в религиозном и гражданском отношениях не было. Позже, в эпоху, которую невозможно определить точно, со­здали набор ритуальных процедур. Но, вероятно, в Иерусали­ме во времена Иисуса они сводились к обычному экзамену, который принимали учителя Закона


назад далее
Навигация