Прежде всего, не может быть, чтобы его били розгами.

По римским законам преступников, присужденных к телес­ному наказанию, били либо палками (/шґіз), либо розгами (\irga), либо бичами ftagellum). Палка была предназначена для солдат, розги — для римских граждан, бичи — для рабов. Но к концу эпохи Республики розги для граждан отменили в силу Порциева закона (ср.: Цицерон. Против Верреса. 3:29 и Тит Ливии, 10:9).

Однако приговоренных к смерти, утративших в силу этого звание римского гражданина (если они имели его), по-прежне­му секли розгами. Так обошлись с Савлом-Павлом, прежде чем обезглавить. Иисуса же, который не был ни римским гражда­нином, ни солдатом на римской службе, не могли бить розга­ми; он непременно и по закону подлежал наказанию бичами.

Но писцы, составлявшие в IV веке канонические Еванге­лия, никогда не присутствовали при распятии, потому что по просьбе руководителей христианского движения Константин отменил эту казнь. И поэтому они, постоянно видя ликторов с их связками прутьев, предположили, что такими прутьями и били Иисуса, прежде чем казнить на кресте.

Так вот, распятию, высшей и последней мере наказания, самой ужасной, по словам Плиния, всегда предшествовало бичевание посредством flagella (бичей). Но и у самой этой казни было много нюансов. Судите сами.

1. Это было наказание для мятежников, злодеев, восстав­ших рабов. В этом качестве им протыкали ладони рук, отри­нувших повиновение, дисциплину, покорность, работу. Чтобы кисти рук не порвались под весом тела, в крест ниже паха че­ловека втыкали мощный деревянный костыль, и этот «упор» к мучениям распятого добавлял мучения растянутого на дыбе. Женщин распинали лицом к кресту — не из стыдливости, как наивно полагает Даниэль-Ропс в книге «Иисус в Его время», а потому, что их плотные формы не позволяли им сидеть на этом стержне. И распятой женщине, пригвожденной лицом к пере­кладинам, грубый угловатый костыль ранил вульву и пах, а в некоторых случаях и влагалище. В свою очередь, протыкались и ступни ног — в наказание за бегство, обычно предшествовав­шее мятежу.

2. Если приговоренный, когда его брали под стражу, совер­шил акты насилия, ему перебивали руки ударами железного лома или палицы. Если он еще раз пытался бежать, ему пере­бивали ноги. При распятии осужденный, растянутый на крес­те, быстро начинал задыхаться. Чтобы продлить мучения, легионеры (почти всегда исполнявшие обязанности палачей) протыкали осужденному копьем правый бок под ребрами, выше печени. Возникало нечто вроде пневмоторакса: воздух непосредственно проникал в легкие, отчего угроза удушья отодвигалась и мучения затягивались.

3. Если осужденный усугубил свою вину насилием над сво­бодной женщиной или девственницей, костыль, который дол­жен был служить «упором», вонзали ему непосредственно в половые органы, а не под ними.

4. Если означенный осужденный


назад далее
Навигация