грубо датируются периодом с 50 по 100 год, то их составле­ние и первые полные их рукописи, которыми мы распола­гаем, разделены тремя веками. Это может показаться ненормальным, но надо подчеркнуть, что это ничто по сравне­нию с временными промежутками, отделяющими неизвест­ный автограф от древнейшей известной копии всех классиков античности: четырнадцать веков для трагедий Со­фокла, равно как и для произведений Эсхила, Аристофана и Фукидида; шестнадцать веков для произведений Еврипида и Катулла, тринадцать — для Платона, двенадцать — для Демо­сфена. В самом благоприятном положении оказались Терен­тий и Вергилий, потому что для первого разрыв составил только семь веков, а для второго — четыре».

Вполне очевидно, что эти древние авторы либо жили до Иисуса и ничего о нем не знали, либо просто сочиняли пьесы, совершенно не нуждавшиеся в купюрах и вставках. Этого нельзя сказать об историках, как Иосиф Флавий, Тацит или Светоний, и в этом отношении даже такой хронист-сатирик. как Петроний, не избежал усердной обработки монахов-пере­писчиков. В самом деле, его знаменитый «Сатирикон» в руко­писных копиях, дошедших до нас, включает всего 250 страниц, тогда как по другим источникам мы знаем, что первоначаль­ные копии оригинальной рукописи насчитывали 3000 стра­ниц. Поэтому очевидно, что это описание «дольче вита» при Нероне было не таким и что Петрония подвергли беспощад­ной цензуре, равно как и Тацита, из «Истории» и «Анналов» которого удалили все главы, относящиеся к событиям в Пале­стине того времени.

Что касается абсолютной подлинности канонических Еван­гелий, ограничимся тем, что приведем слова аббата Бержье из его «Словаря теологии»:

«Люди, по-настоящему сведущие в вопросах экзегезы и, главное, честные, признают, что текст Нового Завета не был зафиксирован раньше конца VI века».


назад далее
Навигация