Но это подразумеваемое мнение не подрывает нашей гипо­тезы: очень вероятно, что загадочная Саломея была дочерью Ирода Филиппа и Иродиады, ставшей впоследствии, в резуль­тате повторного брака матери, падчерицей Ирода Антипы.

И здесь, в связи с этой исторической проблемой, мы мо­жем сделать вывод, что реальность превзошла фантазию: внучка Ирода Великого, велевшего казнить Езекию, стала лю­бовницей внука последнего — Иисуса, претендента на трон Израиля.

Что могло только усугубить дурное отношение Ирода Ан-типы к означенному Иисусу: ревность — чувство, очень свой­ственное людям.

Если вспомнить, что Даниэль Массе в одной из своих книг утверждал, что на основании его личных изысканий (а он в этих вопросах разбирался) может сделать вывод о свойстве между родом Марии, матери Иисуса, и родом Ирода, то связь между его падчерицей Саломеей и Иисусом, «сыном Давидо­вым», представится намного менее удивительной, чем на пер­вый взгляд.

На самом деле определенные связи, как родственные, так и обусловленные практическими интересами, между членами иродовской династии и потомками Давида, подлинными пред­ставителями которых в начале нашей эры были Иуда из Гама-лы, а потом его старший сын Иисус, похоже, упрочились благодаря событиям, о которых пишет Иосиф Флавий: во вре­мя пребывания Архелая в Риме, вскоре после смерти Ирода Великого, евреи подняли восстание и среди них были родст­венники Архелая, которых кесарь (Август) казнил, «потому что они вопреки всякой справедливости выступили против своих сородичей» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 10. Т. 2. С. 293; Иудейская война, славянская рукопись. II, 1). Среди повстанцев был и Ахиав, кузен Ирода Великого, дядя Архелая и двоюродный дед Саломеи (там же).

Так вот, Даниэль-Ропс в книге «Иисус в Его время» уточ­няет, что восстанием против Архелая, поднятым с политиче­скими целями (в это же время разные банды поднимали восстания ради обычного разбоя), руководил Иуда из Гамалы. А если члены рода Ирода и родственники Архелая и при­мкнули к восстанию, то, очевидно, только к политическому, к восстанию Иуды Галилеянина, и никоим образом не к тому или иному чисто уголовному мятежу безымянных разбойни­ков. Несомненно, после возникновения этого союза предста­вителей рода Архелая с партией «сына Давидова» зародились и отношения между Иисусом, «сыном Давидовым», и Сало­меей.

Потому что, не забудем, и она принадлежала к знатному идумейскому роду. Саломея была внучкой Ирода Великого, племянницей Архелая, сына того же Ирода, и внучатой пле­мянницей того Ахиава, который в 5 году до нашей эры вмес­те с другими представителями рода вступил в ряды повстанцев, возглавляемых Иудой Гавлонитом.

В пользу этой гипотезы говорит и еще один аргумент.

Известно, что в древнем Израиле никогда не носили двой­ных имен, ни мужчины, ни женщины. Только в христианском мире появился обычай давать одному человеку несколько по­следовательных и связанных имен: Мария-Терезия, Ма­ри-Жанна, Жан-Франсуа и т. п.


назад далее
Навигация