В отношении Арльского капитула мы располагаем от­ветом — положительным — короля на просьбу Жака де Моле. 24 апреля 1296 г. король отправил два при­каза констеблю Дувра, чтобы тот позволил отплыть Ги де Форесту, бывшему магистру провинции Англия, и Брайану де Джею, магистру нынешнему, которые направляются на материк в обществе кардинала-епископа Альбанского, папского легата в Англии; первому разрешалось ехать на Кипр, второму — «на совет, который должен состояться с высшим магистром означенного ор­дена», то есть на капитул.

Историки располагают лишь косвенными сведениями о том, какие меры было решено принять на этих гене­ральных капитулах. Обычно по окончании капитула его решения обнародовались в форме статутов. Такая прак­тика существовала в ордене Госпиталя. Вероятно, так же было заведено и в ордене Храма, разве что слово «ста­тут» заменялось на слово «retrais». Но эти статуты не сохранились, по крайней мере, в оригинальном виде — «retrais» такого-то капитула» или, как в ордене Госпита­ля, «такого-то магистра». Полагают, что их периодически перегруппировывали и добавляли к уставу. Последние из них по дате — retrais Тома Берара. Чтобы получить сведения о содержании этих решений генеральных капи­тулов, снова нужно обратиться к протоколам допросов из процесса. Пристально интересовались этими вопро­сами папские комиссии, и протоколы допросов, записан­ные ими, позволяют составить представление о реформа­торских мерах, которые хотел провести через капитулы Жак де Моле.

Если верить Гишару де Марсиаку, который был гу­бернатором Монпелье от имени короля, а значит, на­ходился в городе во время заседания капитула, или Гильому д'Арраблуа, тамплиеру, то речь шла о мерах, касающихся «способа управления, и о пище». По­скольку переезд на Кипр создал для тамплиеров новую ситуацию, они больше не находились на фронте посто­янно. Поэтому Жак де Моле хотел ввести некоторые ограничения в предписания устава. Что касается пищи, известно только одно конкретное предложение — огра­ничить потребление мяса одним днем в неделю вместо трех, которых требовал устав. Когда позже Жак де Моле будет возражать против объединения своего орде­на с орденом Госпиталя, он сошлется на это, доказывая, что устав ордена Храма строже, чем у его великого со­перника; этот аспект тамплиерской идентичности надо было подтвердить, чтобы сделать из него оружие в борь­бе с критиками, и для того же, вероятно, следовало ис­коренить кое-какие злоупотребления.

Другим вопросом, о котором, похоже, много говори­лось на капитулах, был вопрос о милосердных делах, ко­торыми занимается орден. Добрые дела на Кипре были в том числе и одним из оправданий просьбам о помощи на Западе. Долг милосердия возлагался на любой мона­шеский орден, но природа этого долга различалась в за­висимости от главного призвания ордена: подавать мило­стыню и кормить бедняков полагалось всем, но оказание гостеприимства, прием бедных и больных и забота о них были особой задачей странноприимных орденов


назад далее
Навигация