Здесь нам нужно вернуться немного назад во време­ни: в 1228 г. отлученный император Фридрих II выступил в крестовый поход. Чтобы предпринять что-либо, средств у него не было, поэтому он провел умелые переговоры с египетским султаном аль-Камилем и добился частич­ной уступки Иерусалима христианам. В 1241 г., играя на традиционном соперничестве каирского султана и эми­ров Сирии (Алеппо, Дамаска), хотя те и принадлежали к одному роду Айюбидов (роду Саладина), христиане сумели получить некоторые дополнительные преиму­щества. Таким образом, с 1229 г. Иерусалим снова, как в XII в., был в руках христиан, и Гроб Господень снова стал легко доступным для паломников. Но в 1244 г. опу­стошения, произведенные в Сирии народом хорезмийцев, привели к потере священного города. Этот народ, пре­жде постоянно живший на Иранском нагорье, напрочь утратил покой из-за монгольского нашествия; изгнанные из Персии, хорезмийцы скитались по Месопотамии, Си­рии, потом по Палестине, убивая и грабя как христиан, так и мусульман. В ходе одного из набегов они вышли к Иерусалиму, который захватили и разграбили 23 августа 1244 г., изгнав оттуда христиан.

Позже хорезмийцев нанял египетский султан Салих Айюб для борьбы с коалицией, составленной эмирами Алеппо и Дамаска вместе... с франками. Все франкские силы латинских государств, рыцари из Иерусалима, Триполи, Антиохии и с Кипра, а также военные орде­ны (Храма, Госпиталя, тевтонцев и прокаженные рыцари святого Лазаря) приняли участие в кровавом сражении, обернувшемся полным поражением франков, — при Ла-Форби, 17 октября 1244 года. Франкская армия была уничтожена, едва ли не все рыцари из военных орде­нов (более тысячи) погибли или попали в плен34. Битва при Ла-Форби окончилась для франков столь же тра­гически, как при Хаттине 4 июля 1187 года. Однако ее последствия оказались не столь тяжелыми или не столь непосредственными из-за отсутствия единства у мусуль­ман и, как мы увидим, из-за вторжения монголов как на Ближний Восток, так и в Европу.

В 1187 г. поражение при Хаттине, за которым после­довала сдача Иерусалима, вызвало шок и спровоцирова­ло третий крестовый поход: крест приняли император, король Франции и король Англии. В 1244 г. ничего по­добного не произошло. Когда Людовик IX в середине декабря 1244 г. произносил свой обет, он если и знал об угрозах, нависших над Святой землей, то о катастро­фе не слышал. Письма, отправленные властями Святой земли (патриархом Иерусалимским, епископами, пред­ставителями военных орденов), достигли Запада только в январе 1245 года. Приор Госпиталя написал Людови­ку IX в ноябре; король явно не мог получить это письмо к моменту, когда произнес обет.


назад далее
Навигация