Гуго Ревель пишет, что крепость Арсуф «держалась не менее сорока дней, хотя была сла­бее, чем прочие крепости», в то время как «Бофор, столь мощный, что думали — он может держаться целый год, был захвачен за четыре дня». Конечно, Арсуф принад­лежал ордену Госпиталя, а Бофор — ордену Храма! Но это не мешало трем орденам действовать в данный пери­од чаще всего согласованно.

Оба магистра, Ревель и Берар, были также магистрами-реформаторами. Магистерство Гуго Ревеля было отмечено обнародованием многочисленных стату­тов, уставных или законодательных решений, принятых на собраниях генеральных капитулов ордена. Известны резолюции восьми капитулов, собранных в его магистер­ство и закончившихся обнародованием 105 статутов, половина из которых (51) была принята на капитуле 1262 года. Что касается Тома Берара, он добавил к уставу ордена — около 1260 г. — сто тринадцать но­вых статей (равносильных статутам ордена Госпиталя), дополнивших главу о наказаниях в ордене Храма; это статьи 544-656, опубликованные под заголовком «Под­робности и примеры наказаний». Речь идет не столько о нововведениях, сколько об уточнениях, дополнениях и примерах для иллюстрации законов ордена, касающихся проступков, которые совершают тамплиеры, и санкций, положенных за эти проступки. В некотором роде о на­боре прецедентов.

Тома Берар, как и его коллега из ордена Госпиталя, сознавал, какое дурное впечатление могли производить на Запад — откуда поступали люди, деньги и помощь для Святой земли, — соперничество и распри между ор­денами, а также их предполагаемая (а порой и реальная) разболтанность в плане дисциплины. Контекст пораже­ния от врагов-мусульман побуждал отдавать предпочте­ние провиденциальному представлению об Истории, в то время широко распространенному. Объясняя постоянные поражения христиан, ссылались на их грехи и справед­ливую божью кару, а мамелюков Бог якобы использовал в качестве орудия этой кары. Рико Бономель, тамплиер родом из Прованса, так выразил свои гнев и скорбь по поводу возникшей ситуации: «Воистину, кто хочет ви­деть, отдает себе отчет, что Бог поддерживает их [невер­ных]. Ибо Бог, каковой бы должен бодрствовать, спит, а Бафомет [Магомет] работает изо всей силы и заставляет действовать Меликадезера [Бейбарса]».


назад далее
Навигация