Таким образом, политика Боже состояла в том, что­бы выигрывать время, продлевая свою власть над тер­риториями, которые были уже урезаны, но которые еще можно было защитить благодаря сильным прибрежным крепостям, за счет уступок, еще сокращавших эти зем­ли. Связь между этими анклавами осуществлялась по морю, как видно по сношениям между тамплиерами и Ги де Жибле: из Акры или Сидона к Жибле, от Жибле к Триполи все поступало только на кораблях.

Эта «система перемирий» могла быть длительной только при двух условиях: что мамелюки будут заняты на другом фронте и что завязанные с ними отношения будут поддерживаться.

Первое условие осуществилось благодаря монголам. В самом деле, преемники Хулагу во главе государства Ильханов не отказались от мысли победить мамелюков. В 1277 г. Бейбарс потерпел от них поражение (без тяже­лых последствий). В 1281 г. хан Абака предпринял новое наступление на Сирию. Армянский царь Киликии еще раз помог ему, и еще раз франки Иерусалимского коро­левства проявили в отношении монголов то, что я назвал бы «враждебным нейтралитетом». Алеппо был снова ок­купирован, Дамаск оказался под угрозой. Но в ноябре сражение при Хомсе (первое) завершилось новым пора­жением монголов.

Армяне еще раз испытали на себе гнев мамелюкского султана, а франки Иерусалимского королевства палец о палец не ударили ради них. Но ответный удар Калау-на был умеренной силы: монголы не сложили оружия, и когда со смертью Абаки в 1284 г. ханом государства Ильханов был назначен Аргун, открытый сторонник христиан и ярый враг мамелюков, эта ситуация могла только побудить султана сосредоточиться на борьбе с главным врагом.

Постоянные поражения, которые монголы терпели от мамелюков, требуют объяснения. В первую очередь надо напомнить, что это касается только государства Иль­ханов и что его властители по-прежнему оглядывались на Каракорум, на смену его великих ханов, неизменно происходившую в сложных обстоятельствах. К тому же государство Ильханов соперничало с Золотой ордой (или Кипчаком). Не забудем, что оба эти ханства контроли­ровали конечные отрезки важных торговых путей, по­зволявших достичь Китая и Дальнего Востока: монголь­ского пути на севере, завершавшегося на нижней Волге, а потом у Черного моря, и шелкового пути, который че­рез Тебриз, столицу Ильханов, вел в Аяс (или Лаяццо), порт Малой Армении. Монголы Золотой орды очень ско­ро обратились в ислам и попытались проникнуть юж­нее Кавказа, к Тебризу. Внутри обширной монгольской империи даже образовалось два лагеря — ханства, со­юзные с Ильханами и Китаем, против ханств Золотой орды и Джагатая (Центральной Азии), в то время как за пределами монгольского мира возник союз между ма­мелюками, Золотой ордой и Византийской империей. Не забудем, что тюркских рабов, из которых состояла маме-лкжская армия, в основном набирали в Кипчаке. Поэто­му Ильханы постоянно были вынуждены опасаться


назад далее
Навигация