), — процедуры, о которой Моле знал, поскольку, исходя из полученных сведений, орга­низовал совещание сановников своего ордена. Письмо папы уточняло место встречи (Пуатье) и дату (День всех святых), но вынуждало Моле отказаться от совещания, которое он рассчитывал провести в августе, до встречи с Климентом V. Очевидно, на этих совещаниях предпо­лагалось выработать и записать позицию ордена Храма по обоим обсуждаемым вопросам — крестового похода и объединения орденов. В послании, датированном 15 ноя­бря 1306 г., Климент V напоминает Гуго де Перо, что по­требовал от него отказаться от поездки на Кипр, чтобы послужить Святому престолу. Зато как Беренгер де Кардона, так и Педро де Сан-Хусто до острова добрались. Они не могли не получить информации о последних пе­рипетиях; значит, они сами решили ехать; впрочем, со­мнительно, чтобы папа передавал им какой-либо приказ того или иного содержания. У Климента V с ними не было настолько тесных связей, как с Гуго де Перо.

Следовательно, обе памятных записки Жака де Моле были написаны на Кипре вместе с присутствовавшими чиновниками ордена и «достойными людьми».

Возникает вопрос, каким образом эти памятные за­писки дошли до папы. Разные историки предлагают одну дату — декабрь 1306 г. и в качестве посредника — Юм-бера Блана, магистра Оверни и Лимузена. Послед­нее утверждение не имеет никаких оснований, тогда как дата представляется вероятной. Имя Юмбера Бла­на с этой историей связали, произвольно соединив уже упомянутое письмо от 6 июня с набором из трех других писем понтифика, датированных 13 июня и имевших от­ношение к магистру Оверни. В этих трех письмах есть одинаковые части: первая, где содержится обращение к королям, князьям, епископам и клирикам, рекомендует им Юмбера Блана и Пьера де Лангра, гражданина Мар­селя, представленного как «адмирал галер, посланных на помощь Святой земле», и просит споспешествовать их предприятию по оказанию помощи латинским госу­дарствам; две других части касаются двух этих персо­нажей — поскольку они решили бороться с неверными и с нечестивыми христианами, которые торгуют с тако­выми, им будет дозволено атаковать корабли последних и грабить их; кроме того, папа также предоставлял им привилегию брать на борт священника, правомочного ис­поведовать взятых в плен дурных христиан и отпускать им грехи, естественно, если те покаются.

История с этой затеей по-прежнему интригует. Надо ли видеть в ней личную инициативу двух этих людей? Или же ее следует связать с проектом крестового похо­да, который предложил Жак де Моле?

Можно предположить, что это была инициатива на месте, поддержанная папой. В таком случае речь шла о каперстве, а не о простом пиратстве, под покрови­тельством Святого престола и при поддержке суверенов Запада. Однако трудно представить, чтобы магистр ор­дена Храма был не в курсе столь важной инициативы провинциального магистра в то время, когда сам готовил план крестового похода.


назад далее
Навигация