Од­нако напомним, что в другом месте Моле писал — мол, в этом Втором Лионском соборе вместе с Боже прини­мал участие Людовик Святой; если бы он ехал вместе с великим магистром, было бы странно, что тот не пре­подал ему хоть каких-то основ истории Франции! И во­обще удивительно, что, живя на Западе в доме Храма, он ничего не знал ни о втором крестовом походе короля, ни о его смерти в Тунисе в 1270 году.

Кроме того, кое-что в этом тексте интерпретируют, на мой взгляд, ошибочно. Может ли термин «монастырь» (соnvent), дважды использованный Моле, означать узкую группу советников великого магистра, как думает Барба­ра Фрале, написавшая, что Моле принадлежал к мона­стырю Боже? Если это слово понимать в таком смысле, молодой рыцарь Жак де Моле превращается в прибли­женного Боже, советника, члена его свиты, его дружины (mainie), или familiа. В ордене Госпиталя святого Ио­анна Иерусалимского слово «монастырь» действительно имело такой смысл — «узкий совет», но не в ордене Хра­ма (или пока не в ордене Храма). В уставе слово «мона­стырь» никогда не употребляется в таком смысле. Оно означает совокупность боевых братьев ордена, рыцарей и боевых сержантов: «Здесь начинаются retrais братьев-рыцарей и братьев-сержантов монастыря» — написано в начале статутов, посвященных одежде и вооружению боевых братьев. Хроника Тирского Тамплиера гласит: «В сей год случилось, что Храм, и монастырь Акры, и Сафеда, и Шато-Пелерен, и Бофора...», т.е. речь идет о боевом составе. И Моле в своем показании использует это слово никак не иначе: выражение «рыцари, кои не принадлежали к их монастырю» означает тех, кто не вхо­дил в состав ордена Храма. Церковных рыцарей (рыца­рей военно-монашеских орденов) по-прежнему отличали от мирских, согласно терминологии святого Бернара.

Жак де Моле, когда он прибыл на Восток, был моло­дым рыцарем, жаждущим совершать прекрасные подви­ги. Ничто не позволяет утверждать, что он был близок к Боже, мы скорее видим в нем обыкновенного молодого рыцаря. Текст его показания не сообщает ничего, кроме того, что Моле прибыл в Святую землю молодым, что он находился там, когда великим магистром был Боже, и что он, в частности, застал время перемирия. Он вполне мог приехать и до того, как Боже стал великим магистром, и в качестве даты его приезда можно предложить 1271 или 1270 год.

А почему бы и не раньше? Жак де Моле вступил в ор­ден в 1265 г., в один из худших периодов, какой пережили латинские государства — в период многократных нападе­ний мамелюков, продолжавшихся до самого перемирия, ко­торое заключил принц Эдуард. Орден нуждался в людях и, должно быть, не позволял своим молодым рыцарям долго «прохлаждаться» в западноевропейских командорствах!


назад далее
Навигация