что мы страшились необходимости избрать один из трех сих исходов: покинуть Святую землю опустошенной и скорбной, предаться в руки людей, не просто алчущих крови, но получающих наслаждение от ее пролития, и умереть от их меча, или же навсегда принять иго неверных, каковые не знают милосердия...

И он заканчивает письмо мольбой к Богу избавить христиан от этого тартарского бича (монголов чаще все­го называли тартарами).

Паника, вызванная монголами в мусульманской Си­рии, распространилась и на франкскую Сирию. Тем по­нятней, почему франки королевства отвергли идею со­юза с монголами. Из двух зол они выбрали то, которое считали меньшим, — мамелюков.

Поэтому ханы государства Ильханов, Хулагу до своей смерти в 1265 г., а потом Абака, его преемник (1265-1282), очень враждебно относившиеся к мамелюкам, об­ращались напрямую к папе и западноевропейским суве­ренам, чтобы сформировать союз; в 1262 г. Хулагу на­писал письмо Людовику IX и впервые отказался от рито­рики «повелителей мира» (признающих лишь покорные народы и царей), чтобы обратиться к королю Франции как к партнеру; он предложил заключить союз, чтобы взять мамелюков в клещи. Возможно, второй крестовый поход Людовика IX задумывался именно с такой пер­спективой после нового обращения Абаки, прежде чем отклониться в направлении Туниса.

Северные франки и армяне не имели иного выбо­ра, кроме подчинения либо гибели своих государств. С 1243 г. монголы низвели султанат Сельджукидов (от названия турок-завоевателей в XI в.) в Малой Азии до положения данника; с тех пор они оказывали сильный нажим на Антиохийское княжество и Армянское цар­ство. Северные франки и армяне правильней восприни­мали новые намерения Хулагу и Абаки.


назад далее
Навигация