Публицисты тоже набросились на этот вопрос и выска­зывали свои мнения: Раймунд Луллий, рассуждая о кресто­вом походе, предложил слить вместе все ордены, включая испанские и тевтонские. Жак де Моле не мог не обсудить этой темы во время поездки на Запад — например, с ко­ролем Карлом II Неаполитанским, автором трактата о кре­стовом походе, где тот высказался в пользу объединения орденов (всех, военных и странноприимных); говорил он об этом и с папой Бонифацием VIII в Риме в 1295 году. В па­мятной записке об объединении он напомнил основные моменты истории споров — Второй Лионский собор, буллу Николая IV и наконец заключил, что Бонифаций VIII «гово­рил об этом вопросе несколько раз и, приняв во внимание всё, полностью прекратил это дело, как вы можете узнать у некоторых кардиналов, бывших при нем в то время». У Бонифация VIII несомненно были свои резоны отложить решение на более позднее время. Не вызывает сомнения, что Жак де Моле в то время упирался изо всех сил.

При Николае IV этот проект выдвигало прежде всего белое духовенство. Кстати, папа обращался к епископам, а ведь они с давних пор протестовали против привиле­гий — чрезмерных, на их взгляд, — военно-монашеских орденов. В последнее десятилетие XIII в. и в начале XIV в. ситуация изменилась: вопрос объединения, тесно связанный с вопросом крестового похода, был снова под­нят некоторыми светскими властями, но в политическом отношении изменил первоначальный смысл.

Карл II Неаполитанский, как я говорил, желал объ­единения; но во главе того объединенного ордена, о ко­тором мечтал, он ставил короля или королевского сына, чтобы тот стал королем отвоеванного Иерусалима. Этого короля или королевского сына не стоило искать дале­ко — им мог стать его сын Роберт или же выходец из французских Капетингов, Филипп Красивый. При фран­цузском дворе свой проект крестового похода разработал Пьер Дюбуа, адвокат; он принял эстафету от Раймунда Луллия. После 1305 г. король Франции был вдовцом и отцом троих сыновей. Идея сделать короля или одного из его сыновей великим магистром ордена приобрета­ла все больше популярности. В таком случае есть все основания думать, что объединенный орден послужил бы для достижения иных целей, чем крестовый поход и отвоевание земель, пусть даже их официально провоз­глашали в окружении Филиппа Красивого.

Жак де Моле в памятной записке, которую он адресо­вал папе в 1306 г., категорически отвергал идею слияния орденов. Чтобы понять его позицию, его памятную запи­ску надо соотнести как с исторической традицией, так и с изменчивым — и изменившимся — контекстом по­следних лет. Аргументация Моле, как мы увидим, слаба; великий магистр занимал оборонительную позицию, как и его предшественник Гильом де Боже в 1274 году.

Для начала Жак де Моле вспомнил исторических пред­шественников — от участников Второго Лионского собо­ра до Бонифация VIII. Потом он привел доводы против объединения: оба ордена — старинные; опасно заставлять тех, кто избрал один орден, вливаться в то, что станет другим


назад далее
Навигация