Но когда враг проник за стены города, исход населения, боеспособного и небоеспособного, приобрел панический характер. Что касается последних защитников дворца Храма — конечно, выживших! — у них уже не было никаких шансов уйти. Гавань Акры, конечно, хорошо за­щищенная, была слишком мала, чтобы принимать боль­шие нефы (способные перевозить до 1000 и даже до 1500 человек), поэтому они были вынуждены оставаться на рейде, на якоре, а связь между берегом и этими больши­ми кораблями поддерживалась при помощи лодок и ма­лых судов типа linh. При непогоде — начавшейся после 15 мая — такие челночные рейсы стали затрудненными и даже невозможными.

Какие суда стояли на рейде Акры в апреле-мае 1291 года? Военные ордены ни в Акре, ни на Кипре не имели постоянных судов; они широко практиковали наём таковых у итальянских или других судовладельцев. Ни госпитальеры, ни тевтонцы тогда не располагали свои­ми кораблями; те из них, кто смог уйти вместе с раненым магистром Жаном де Вилье вечером 18 мая, погрузились на две плоскодонки, которые довезли их до стоящего на рейде венецианского нефа. Зато у ордена Храма здесь имелся по меньшей мере один корабль — очень боль­шой «Сокол», хозяином которого был брат Роже де Флор. Этот корабль способствовал эвакуации жителей Акры, флорентийских купцов, и перевез их в находившийся со­всем неподалеку Шато-Пелерен; не исключено, что он делал челночные рейсы. Впоследствии Роже де Флора об­винили, что он обогатился за счет спасенных беженцев. Существовал нормальный тариф. Был ли он превышен? Это возможно, но не бесспорно. Потому что — во вся­ком случае, во время первой стадии эвакуации — могли уехать только владельцы кораблей и те из жителей, кто имел определенные богатства. «Сокол», конечно, мог вви­ду своего размера принять на борт много народу. Но на заключительной стадии осады его там уже не было.

Таким образом, можно было рассчитывать только на итальянские торговые суда. Но их было не столько, как можно было бы подумать, — лишь те, которые пришли прошлым летом и не отправились осенью обратно на За­пад. Апрель-май был периодом, когда в порты Восточного Средиземноморья приходили западные торговые флоты (зимой навигации не было, кроме исключительных слу­чаев). Пизанский флот еще не появился, а венецианские суда (весенний караван пришел) эвакуировали по преи­муществу выходцев из своего города. В конечном счете в последние периоды наиболее эффективно, похоже, дей­ствовали две генуэзских галеры. Это они бесплатно при­няли на борт бедных горожан, у которых не было средств, чтобы покинуть город ранее. Но судьбой последних оза­ботились лишь тогда, когда стены Акры рухнули. Очень поздно, слишком поздно. Большого корабля ордена Храма тогда уже не было, причем его капитана нельзя обвинить в каком-либо небрежении или проступке.

Может быть, у последних защитников Акры, выстояв­ших десять дней в доме Храма, была надежда на возвра­щение судов, которые их вывезут. Надежда на помощь извне, на мобилизацию на Кипре? Возможно, но эта по­следняя помощь так и не пришла. Впрочем, проблему надо поставить шире. Похоже, франки Акры беспре­дельно доверяли прочности своей позиции. Оставшись равнодушными к предостережениям Гильома де Боже (постоянно вызывавшим подозрения!), они не заметили грозящего удара и не воспользовались тем, что состав­ляло их силу, — морем. В решительный момент Акра испытывала жестокую нехватку кораблей. Нужно четко сознавать, что господством на море, которым бесспорно обладали франки, они в основном были обязаны флотам итальянских республик. Вклад Кипра и военных орде­нов был очень несущественным. Нельзя не сопоставить неспособность воспользоваться этим преимуществом на море в 1291 г. с неудачей, которая постигла тамплие­ров десять лет спустя на островке Руад: тогда мамелюки тоже сумели провести флот сквозь бреши в обороне хри­стиан. Для мобилизации флота поддержки понадобилось время, и он опоздал.

Таким образом, на венецианском корабле, отправляв­шемся на Кипр (во время осады коммерческие дела шли своим ходом!), покинула Акру и 18 мая достигла Сидона лишь небольшая группа великого командора Тибо Годена. В Сидоне у тамплиеров была маленькая флотилия. Это она чуть позже вывезла на Кипр защитников и на­селение города


назад далее

Купить права стоимость почему нельзя купить.

Навигация