д.) за сумму в 14.252 белых безанта; «Санта-Анна» была тоже зафрахтована гену­эзцами для перевозки хлопка 2 ноября 1301 г., а потом 3 марта 1302 года. Командор корабля, брат Петр Визиа-нус, соглашался также производить обменные операции: 9 апреля 1302 г. он получил от одного барселонца на Кипре 900 белых безантов, пообещав обменять их в Ге­нуе на 180 генуэзских лир; 10 апреля он принял обяза­тельство перед другим генуэзцем, Леонелло, указавшим, что получил от Джованни Ренуллы 2000 белых безан­тов, которые Визианус должен был обменять в Генуе на 400 лир через два с половиной месяца после прибытия «Санта-Анны»; в качестве залога Леонелло передал на корабль ордена Храма определенное количество пеньки и другие продукты. На следующий день другой договор того же рода обязал командора корабля совершить еще одну передачу денег «на навигационный риск корабля ордена Храма, именуемого "Санта-Анна", каковой отходит на Геную».

Два этих судна были нефами, круглыми парусными кораблями, приспособленными для перевозки, а не бое­выми галерами. Тамплиеры использовали их, чтобы пере­правлять товары и людей с Кипра в Западную Европу, а также продукцию своих западных поместий в обратном направлении. Но, как известно, собственных судов им не хватало, и они были вынуждены нанимать другие. Это особенно относится к тамплиерам, перемещавшим­ся с Востока на Запад и обратно, о чем я впоследствии расскажу подробней на примере поездки Беренгера де Кардоны, магистра Арагона, в те же 1300-1301 годы.

Тамплиеры выступали как собственники кораблей, которые использовали для себя или сдавали для третьих лиц. Они перевозили людей, товары и монеты («portage»). Однако было бы ошибкой уподоблять орден Храма банку, пусть даже он действительно оказывал некоторые услу­ги, характерные для банков или торговых компаний того времени (перевозка, ссуды). Каталонский граф Бернарт Гильем д'Энтеса, прибывший на Кипр в конце 1300 или в начале 1301 г., был вынужден прибегнуть к помо­щи ордена Храма, чтобы заплатить за свое путешествие Бернару Марке из Барселоны, владельцу корабля «Свя­той Николай»; он отдал в залог (за сумму в 16.350 сере­бряных турских ливров) 8000 мюидов пшеницы, вручив их Теодору, врачу ордена Храма, передавшему ему эту сумму с согласия командора свода.

На основе этих заверенных актов, немного противо­речивых и в конечном счете не столь многочисленных (с орденом Госпиталя ситуация не лучше), мы попытаем­ся выяснить главное направление политики ордена Хра­ма в материальной сфере.

На Кипре тамплиеры нуждались в оружии, конях и деньгах, чтобы содержать свои крепости и платить наем­никам, а также чтобы выполнять свою милосердную дея­тельность (милостыня, освобождение пленных). Поскольку ресурсов, извлекаемых из острова, для этого не хватало, они прибегали к использованию европейских ресурсов — своих и чужих. Орден Храма продавал, покупал, при­нимал залоги, которые продавал, чтобы возместить рас­ходы; он давал ссуды (не беспроцентные, кто бы сомне­вался!), осуществлял перевозки; но он по необходимости и занимал деньги. Орден Храма рассчитывал не столько на накопление, на тезаврацию, сколько на мобильность и циркуляцию богатств и денег. Он умело пользовался торговыми и финансовыми методами и инструментами своего времени, но ограничивался необходимым: перевоз­ка — да, ссуды и займы — да, но без капиталовложений и спекуляции. Он использовал свои корабли, позволял их фрахтовать третьим лицам, но и сам нанимал суда. Некоторые примеры его операций, сохранившиеся в рее­страх нотариев, хорошо показывают правила, которые он соблюдал: нельзя иметь сношения со странами неверных. Орден Храма настойчиво преследовал дурных христиан, занимающихся такой торговлей, — не затем ведь, чтобы делать то же самое. Корабли применялись для перевозки войск или провизии при совершении рейдов и вылазок на побережья противника. Их использовали и для обмена товарами, но исключительно между Кипром и Западной Европой; перевозили и людей. Между тылом и фронтом ордена происходило очень оживленное движение. Надо было восполнять потери 1291 г., как и потери на Руаде в 1302 г., и потому перевозка ресурсов, оружия, коней, де­нег сопровождалась перевозкой людей. Любой тамплиер, временно направлявшийся на Кипр, способствовал функ­ционированию этой многообразной сети, связывавшей центр (Кипр) с периферией.


назад далее

https://flystroyalum.ru alumgarden производство алюминиевых конструкции.

Навигация