Можно ли объяснить признания, пусть частичные, Жака де Моле тем, что его пытали?

Общепризнано, что в королевских тюрьмах в дни по­сле ареста довольно широко применялись пытки с целью быстро добиться показательных признаний. С середины XIII в. пытка входила в состав арсенала, который инк­визиторы могли использовать в ходе процессов против ереси. Спрашивается, с чего бы королевским агентам от­казываться от этого инструмента. Поэтому бесполезно препираться, пытали или нет того или иного: есть доста­точно свидетельств в отношении процесса ордена Хра­ма, что пытка в его ходе применялась широко; кстати, иногда было достаточно ее угрозы; были и другие сред­ства обработки (изоляция, дурное обращение, лишение пищи, как физической, так и духовной, и т.д.). Но надо также сказать, к чести клириков, что некоторые из них отвергали это средство и отказывались считать действи­тельными показания, полученные этим путем, — напри­мер, архиепископ Равеннский Ринальдо да Конкореццо, а также кардиналы, отправленные для допроса Жака де Моле в Париж в декабре 1307 г. или в Шинон в августе 1308 г., Беранже Фредоль и Этьен де Сюизи, призна­вавшие, что можно отказаться от признаний, выбитых угрозами, и не стать повторно впавшими в ересь.

Сколько издевались на этими доблестными рыцаря­ми, смелыми в бою или в мамелюкских застенках, но до такой степени нестойкими перед пыткой! Видно, это не одно и то же! Но, как правило, историки считают, что Моле не пытали. Хронист Иоанн Сен-Викторский, раз­деляя тамплиеров на три категории: те, которые призна­лись, те, которые все отрицали, и те, которые, признав­шись, потом отреклись от своих показаний как выбитых пыткой, — исключает Жака де Моле из последней кате­гории: «Третья категория — те, кто сначала признался, но потом сказал, что солгал по причине жестокой пытки. К ним не относится генеральный магистр, потому что он полностью признал свои заблуждения без пытки».

И один документ, анонимный, но происходящий из окружения короля и его советников и оттого подозри­тельный, указывает, что великий магистр признал свои заблуждения и заблуждения своего ордена сам и что однажды, плача, «он потребовал, чтобы его пытали, дабы его братья не смогли сказать, что он добровольно погу­бил их», — едва завуалированное утверждение, что его не пытали.

Тем не менее другие документы говорят обратное.

Первый — письмо командора Миравета и Мас-Деу, Района Са Гуардиа, адресованное магистру Арагона Эксемену де Ленде. В этом письме, датированном кон­цом ноября 1307 г., Са Гуардиа излагает сведения, со­общенные одним каталонским доминиканцем, Ромеусом де Бругера, из Парижа своему приору в Барселону.

По его словам, «король захватил магистра Храма и других братьев, подчиненных тому. И содержали их в нашем доме в Париже; они были отделены друг от друга; и первым пытке подвергли магистра, и потому он признался публично, в присутствии многих прелатов и всех магистров и бакалавров Парижа, что орден Храма с давних пор имеет обычай...»


назад далее
Навигация