Именно туда, уже после его избрания великим магистром, поехали его искать: со­гласно тому же Гуго Ревелю, посланцы, «достойные люди Храма направились туда и доставили ему кошель и бул­лу», то есть печать ордена. «Ираклий» приводит имена этих посланцев: Гильом де Понсон, замещавший магистра (его назначили заместителем), и Бертран де Фо. Брат Ге-фьер был сделан великим командором и в этом качестве руководил орденом в отсутствие Боже. Согласно Тир-скому Тамплиеру, Гильом де Боже нанес визит в коман-дорства Западной Европы, прежде чем занять свой пост; этот визит мог состояться в период с лета 1273 г. по весну 1274 г. или после Лионского собора, в конце 1274 г. или весной 1275 года. Это возможно, но такое турне не могло иметь ни масштаба, ни исчерпывающего характера, кото­рые придает ему хронист.

Во всяком случае, основная причина долгого пребывания Боже на Западе была иной — на это обращает внимание папа Григорий X. Он написал 13 октября 1273 г. патриарху Иерусалимскому, чтобы уведомить его: новый магистр не вернется до собора, который гото­вится в Лионе, потому что папа нуждается в его советах для обсуждения вопроса о крестовом походе. Маги­стра ордена Госпиталя тоже пригласили, но он прислал своих представителей, тогда как Боже присутствовал лично. Собор (Второй Лионский) происходил с 7 мая по 17 июля 1274 года. Кроме вопроса о крестовом походе, там впервые рассматривался вопрос об объединении во­енных орденов, по крайней мере трех основных — Хра­ма, Госпиталя, Тевтонского. Эта идея была отвергнута, но вопрос отныне будет витать в воздухе и в качестве одного из «дел» достанется в наследство Жаку де Моле, когда тот станет великим магистром. Папа в результа­те собора принял решение проповедовать общий кре­стовый поход, тогда как сам собор (в том числе Боже) почти единодушно отверг поход такого типа, предпочтя ему то, что тогда называли «частной переправой», то есть вспомогательную экспедицию, куда бы направи­лись опытные воины, чтобы остаться на Святой земле постоянно. Смерть папы в 1276 г. прервала приготовле­ния к этому большому крестовому походу, или «общей переправе».

Тамплиеры Востока беспокоились из-за долгого от­сутствия магистра в столь сложный период, но их на­стойчивые обращения к папе ничего не дали. 3 октября 1274 г. они написали королю Англии, что ничего не зна­ют о магистре и что тем временем заместитель магистра назначил Роберта де Тёрвилла магистром Англии и на­правил его на Запад. В конечном счете в Акру Ги­льом де Боже прибыл только в конце лета 1275 г., но не 29 сентября, как написано в «Ираклии», а, как уточняет сам Боже в письме королю Англии, написанном 2 октя­бря в Акре, — 15 сентября, после беспокойного переезда по Средиземному морю.

Для политики, которую будет проводить Боже до са­мой смерти в 1291 г., характерен серьезный отход от по­литики Тома Берара, хотя тот и другой защищали инте­ресы ордена и его независимость. Боже внес в нее больше лихости, или дерзости, за счет меньшей осторожности.

Эту политику характеризуют три аспекта:

• Боже был человеком Анжуйцев, хозяев Сицилии;

• он втянул орден в конфликты с христианскими дер­жавами, очень прискорбные для Святой земли и репута­ции ордена;

• он пренебрегал монгольским вариантом, предпо­читая политику перемирий и союза с мамелюками, ко­торую считал более выгодной для франков и в первую очередь для своего ордена.

Эти две последних черты его политики, естественно, совпадают с интересами Анжуйцев.


назад далее
Навигация