прежде всего три сочине­ния Раймунда Луллия, который был пламенным сторон­ником миссионерства и обращения словом, но по опыту знал, что в странах ислама невозможно проповедовать учение Христа, не подчинив предварительно мусульман в политическом и военном отношении. В 1292 г. он на­писал «Письмо верховному понтифику о возвращении Святой земли», присовокупив его к «Трактату о способе обращать неверных», иначе называемому «Lo passage»; его самый важный текст, «Liber de fine» [Книга конца (лат.)}, датируется 1305 годом; наконец, в 1309 г. он опу­бликовал «Книгу о приобретении Святой земли». Хетум из Корикоса, армянский историк, с которым читатель уже знаком, сделал трактатом о крестовом походе чет­вертую часть своего «Цвета историй Восточной земли», представив ее папе Клименту V в Пуатье в 1307 г., в то самое время, когда в римской курии обсуждали тракта­ты Жака де Моле и Фулька де Вилларе. Два проекта (фактически две версии одного и того же проекта), да­тируемые по-разному, но около 1300 г., приписываются Оттону де Грансону.

Не вникая в детали этих предложений, можно от­метить, что все они в разной степени учитывают два момента: превосходство христиан на море и сочетание частной и общей переправ. Морское превосходство сле­дует использовать в двух формах: организовать блокаду Египта и помешать «дурным христианам» (купцам) тор­говать с неверными; защитить Кипр и Армению. Частная переправа сводится к проведению предварительных опе­раций, смысл которых — тревожить противника с целью измотать его, а также к созданию плацдарма для про­ведения общей переправы. Последняя должна дать воз­можность фронтального удара по противнику (в большей части проектов целью назначается Египет). Что касается Кипра и Армении — это тыловые базы, место сбора хри­стианской армии.

Проект Фулька де Вилларе оказывается ближе к этой модели, чем проект Жака де Моле. Однако я думаю, что их различия преувеличивают, в недостаточной мере про­анализировав контекст и хронологию.

Фульк де Вилларе, советуя папе проявлять осторож­ность, чтобы избежать просчетов, какие делались уже больше века, берет за образец первый крестовый поход, во главе которого стояли религиозный и военный вожди. На папу возлагается задача провозгласить и проповедо­вать крестовый поход, причем он должен назначить на подготовку достаточно короткий срок, чтобы энтузиазм не успел угаснуть. В то же время надо собрать деньги и подготовить корабли. Уже теперь следует снаряжать флот, который вместе с флотами Кипра и военных ор­денов обеспечит блокаду Египта. Задача другого, более крупного флота (пятьдесят кораблей, в том числе «юис-сье» для перевозки лошадей) будет состоять в том, чтобы тревожить противника. Далее последует набор воинов для общей переправы: Фульк де Вилларе рассчитывал на участие оплачиваемых наемников наряду с крестоносцами-добровольцами и братьями военных орденов. Цель этой общей переправы будет объявлена в последний момент


назад далее
Навигация