Если эту вылазку датировать 1292 г., она бы до­вольно хорошо вписывалась в рамки реакции на папский призыв помочь Армении. Но в 1293 г. она скорее похожа на мобилизацию сил для обороны острова Кипр.

Вот еще одна интервенция, которую надо упомянуть при разговоре об особой помощи Армении. В самом деле, некоторые историки сообщают об экспедиции в это цар­ство под командованием великих магистров орденов Храма и Госпиталя, а также Оттона де Грансона, ко­мандира английского контингента в Акре; они относят этот поход к 1292 г. или к началу 1293 г.; магистр ордена Храма отождествляется с Тибо Годеном. Но те места в источниках, на которые они в доказательство ссылают­ся, плохо истолкованные, неверно датированные и ино­гда подложные, к этому сюжету отношения не имеют. В частности, цитируют статью из одной армянской хро­ники — «Цвет историй Восточной земли» Хетума, или Хаитона, из Корикоса (он на самом деле был владетелем этого города и его территории), известного на Западе под именем Хетума-историка. Этого персонажа не надо путать с царем Хетумом II, который тогда царствовал в Армении и также написал хронику. Текст Хетума из Корикоса (который я еще раз использую в следующей главе) следует изучить внимательно.

Он посвящен прежде всего Хетуму II. Любопытной личностью был этот царь, наследовавший своему отцу Левону II в 1289 году. Он разрывался между своими царскими и династическими обязанностями и своими духовными стремлениями, побуждавшими его всту­пить в орден францисканцев. Трижды отказываясь от короны, он столько же раз менял свое мнение под дав­лением обстоятельств или армянской знати, которую беспокоила слабость царства. В первый раз он от­рекся в 1293 г. в пользу своего брата Тороса, но пере­думал, и в 1294 г. Торос вернул ему «царство и сан владетеля» в ходе торжественной церемонии. В этой связи Хетум-историк — в отношении которого надо уточнить, что он был армянским вельможей, участво­вал в заговоре против Хетума II в 1293 г. и был выслан тем же Хетумом в 1294 г. — пишет, что Торос созвал в Сис, столицу царства, армянских баронов и много­численных кипрских сеньоров, в том числе Оттона де Грансона.

Продолжая рассказ, Хетум доходит до 1296-1299 го­дов, на которые приходится новое отречение царя Хе­тума, опять-таки в пользу Тороса, а также узурпация власти двумя другими братьями — Смбатом и Констан­тином и приготовления к широкому наступлению на ма­мелюков, которое осуществил монгольский хан Персии Газан (победа при Хомсе в декабре 1299 г.) и которое спасло Армянское царство. Хетум из Корикоса вводит в свой рассказ себя лично, сообщая: вернувшись из па­ломничества во Францию, он не щадил сил, чтобы вос­становить порядок и мир в царствующем роде и в цар­стве, и в подтверждение своих слов ссылается на свиде­тельства «знатного человека и мудрого сира Оттона де Грансона и магистров Храма и Госпиталя, и братьев их монастыря, каковые в те времена были в этих краях, и в целом на всю знать, и мужей, и население королевств Армении и Кипра». «Те времена» соответствуют 1298 или 1299 году.


назад далее
Навигация