Людовик IX — опекун Святой земли

В Акре король, что вполне естественно, вновь обрел дух паломника. Не забудем, что каждый крестоносец, отправлявшийся в поход в Святую землю, уезжал с на­деждой посетить места, освященные пребыванием Иису­са, Святой Девы и святых; реге§ппиз, паломник — так чаще всего называли крестоносцев в текстах того време­ни. Людовик IX посетил все святые места, еще оставав­шиеся в руках христиан (например, Назарет). Он мог бы пойти и в Иерусалим, перемирие с мамелюками позво­ляло ему это, но он не пожелал направляться в место, контролируемое неверными.

У него была надежда воспользоваться раздорами меж­ду мусульманскими силами: Алеппо и Дамаск остались верны айюбидским государям, потомкам Саладина и его брата, и были очень враждебно настроены по отноше­нию к каирским мамелюкам, убийцам их родственника. Союз франков с Дамаском против Египта был традици­ей, но Людовик IX отказался его заключать, опасаясь, что хозяева Каира используют его как предлог, чтобы прекратить освобождение христианских пленников. Он предпочел договариваться с мамелюками.

Полагая, что новые, более благоприятные для фран­ков возможности не преминут предоставиться, Людо­вик IX энергично осуществлял программу укрепления обороны Иерусалимского королевства. Он сосредото­чился на прибрежных городах и крепостях, усилив и восстановив их стены: в первую очередь стенами была опоясана Акра — столица и ее предместье Монмюзар, затем поочередно приведены в порядок Кесария, Яффы, Сидон. Людовик IX понял, что единственный козырь латинян в борьбе против своих противников — почти абсолютное господство на море (благодаря гегемонии в Средиземноморье приморских итальянских городов). Таким образом, прибрежные крепости были рассчитаны не на врага с моря — это были защитные бастионы про­тив врага с суши. Людовик IX сделал те же выводы, что и военно-монашеские ордены, которые, не отказываясь от отдельных опорных пунктов внутри материка (Крак-де-Шевалье, Бофор, Сафед), обратили главное внимание на прибрежные крепости: Арсуф, Шато-Пелерен, Тортосу, а позже, в 1262 г., — Сидон, проданный тамплиерам.

Покидая Святую землю в 1254 г., Людовик IX оста­вил на месте то, что назвали «французским полком», то есть контингент из ста рыцарей (с оруженосцами, слугами, конюхами, которые все были в равной мере боеспособными), содержащийся полностью за счет коро­ля Франции и базирующийся в первое время в Яффах; он был отдан под начало Жоффруа де Сержина, одного мз лучших военачальников Людовика IX во время кре­стового похода. Латинские государства действительно нуждались скорее в постоянных войсках такого рода, сравнимых с теми, которые имели военно-монашеские ордены, чем во временных отрядах, формируемых для крестового похода. Французский полк сохранит высокую боеготовность вплоть до падения Акры в 1291 году. Не­сколько позже примеру французского короля последует король Англии Эдуард


назад далее
Навигация