К мечети аль-Акса был пристроен дворец, который некоторое время занимал король Балдуин I и его наследники, включавший:

«палаты, спальни и многочисленные пристройки для разных целей, а вокруг множество коридоров и пешеходных дорожек, газонов, комнат для переговоров, галерей, канцелярских комнат и громадных цистерн с запасами воды... С другой стороны дворца, на западе, тамплиеры пристроили новое здание — высокое и просторное, с подвалами и трапезными, лестницами и крышей, которое сильно выделяется на фоне местных строений... По сути, они выстроили новый дворец, соперничающий со старым зданием на другой стороне. На краю двора они также возвели новую церковь, величественную по размерам и изумительную по красоте».

Трудно представить, сколько именно людей находило, в таком сложном комплексе. Но можно предположить, что обычно там размещались около трехсот рыцарей Иерусалимского королевства и порядка тысячи сержантов. В ордене постоянно служило какое-то количество светских рыцарей, а также так называемые туркополы — местная сирийская легкая кавалерия, нанимаемая орденом. Там же размещались оруженосцы, конюхи, кузнецы, каменщики и камнерезы. Тамплиерские камнерезы, например, укра­сили изысканной резьбой гробницу короля Балдуина IV. Таким образом, храмовники активно участвовали в строи­тельном буме, который охватил во времена крестоносцев всю Святую землю, — возводились новые замки, дворцы, но больше всего церквей. Как отмечают летописцы, «столь бурного строительства не было даже во времена Ирода Ве­ликого». Среди главных сооружений того периода следует отметить иерусалимский храм Святого Гроба Господня, за­конченный в 1149 году, и заново отделанный храм Рожде­ства в Вифлееме — пожалуй, самый примечательный па­мятник католического искусства, поскольку в работе над ним принимали участие архитекторы и художники из раз­ных европейских стран.

Несмотря на очевидный культурный рост и более изысканные манеры, причиной которых, вероятно, стал мягкий климат, тамплиеры продолжали придерживаться своего устава и вели полумонашеский образ жизни. В перерыве между сражениями и походами они сохраняли тот же распорядок дня, что и бенедиктинцы или цистерцианцы. В четыре утра они шли к заутрене, после чего, проверив лошадей и сбрую, снова отправлялись в постель. Завтраку предшествовало еще несколько братских молитв, а сам завтрак, как и все прочие приемы пищи, проходил без разговоров и сопровождался лишь чтением Библии вслух. Днем в половине третьего со­вершалась полуденная служба, а после ужина, в шесть часов, — вечерня. Спать братья отправлялись после еще одной служ­бы — повечерия и пребывали в полном молчании до следую­щего утра. После каждой службы, кроме повечерия, отдава­лись распоряжения. И даже в полевых условиях тамплиеры старались максимально придерживаться установленного ре­жима.

Полный Свод правил внутренней жизни тамплиеров вклю­чал более шестисот статей


назад далее
Навигация