Иисус настойчиво призывал к единобрачию; Мухаммед же разре­шал мужчине-мусульманину иметь до четырех жен и неогра­ниченное число наложниц. Если Иисус, отвергая закон Мо­исея, запрещал развод супругов, то Мухаммед позволял муж­чине расторгать брак путем простого объявления. Иисус вы­соко ценил безбрачие и сам был холост; Мухаммед же, словно насмехаясь над подобной строгостью, имел девять жен и даже наложницу-христианку.

Несомненно, многие из этих браков он заключил из со­ображений политической выгоды, чтобы укрепить родствен­ные связи с изначально враждебными ему племенами. Тем не менее даже его современников шокировал тот факт, что одна из жен Мухаммеда позднее вышла замуж за его приемного сына. Другой его супруге, Айше, на которой он женился в пятьдесят три года, к тому моменту было только девять лет. Каждой жене он отвел отдельные апартаменты или комнату, которые располагались по периметру внутреннего двора его дома в Медине; Мухаммед очень гордился тем, что за одну ночь мог удовлетворить всех супруг. Когда одна из них стала упрекать его за связь с египетской пленницей, то архангел Гавриил якобы приказал пророку примерно наказать ее. По мнению Густава фон Грунебаума, «отдельные Божественные предписания, особенно касающиеся подробностей личной жизни Пророка, иногда случайно нарушались... однако Аллах неизменно поддерживал Пророка и запечатывал уста его критикам».

Христианские проповедники умело использовали в своей критике такие эпизоды из жизни Мухаммеда, так же как примеры его отступлений от собственного вероучения, ибо он был убежден, что цель оправдывает средства, если эта цель — окончательная победа ислама. Но вполне очевидно, что современники вовсе не считали его безнравственным, наоборот — признавали поведение пророка образцовым, по крайней мере для общества, в котором он родился и вырос. Ему приписывали величайшую честность, скромность и воздержанность. Под страхом смерти он запретил детоубийство и постоянно проявлял заботу о малообеспеченных и слабых членах общины, особенно вдовах и сиротах. Он разработал систему семейных отношений, укрепил структуру общественной безопасности, которая существенно превосходила ту, что была до него, и превратил кочевые арабские племена в единый народ, который создал огромную империю с мощной цивилизацией.

Выбор нового халифа, наследника пророка Мухаммеда, обсуждался его многочисленными родственниками на семейном совете, в результате чего ислам разделился на две ветви — суннитов, последователей Абу Бакра, отца молодой вдовы Айши, и шиитов, сторонников Али, мужа дочери Мухаммеда — Фатимы. Поначалу Али и его окру­жение согласились с избранием Абу Бакра, а после его смерти, последовавшей два года спустя, — с назначением на пост халифа Омара, еще одного тестя Мухаммеда. Имен­но Омар развернул триумфальную кампанию мусульман по завоеванию новых земель. Первой в 636 году капитулиро­вала византийская Сирия, в том же году — Ирак. В 641 году войска Омара покорили Египет, а в следующем году пала Персия.


назад далее
Навигация