Имел на­рекания по службе и сержант Этьен Тройе — теперь он кра­сочно описал ту самую голову (Бафомета), которая присут­ствовала на богослужениях тамплиеров и которую «сопро­вождали два брата с восковыми свечами в серебряных канде­лябрах». Он также заявил, что его неоднократно избивали за отказ участвовать в гомосексуальных утехах братьев-тамплиеров. Другой сержант, Жан Шалон, рассказал, что по прика-командора Франции Жерара де Вильера непокорных бросили в яму, и на его (свидетеля) глазах погибли девять человек. Он также поведал, будто накануне ареста командора кто­-то предупредил, и тот на пятидесяти лошадях вывез все сокровища тамплиеров в порт Ла-Рошель. Там казну погру­били на восемнадцать судов и отправили неизвестно куда.

В результате сорок из представших перед кардиналами свидетелей признались хотя бы в одном преступлении. Однако описания пресловутого «идола» были весьма различны. Один утверждал, что это была «отвратительная черная рожа», другой видел нечто «белое и с бородой», а трое — «голову с тремя лицами». Более внимательный анализ показывает, что среди представленных Папской курии тамплиеров более по­ловины еще ранее были исключены из ордена. Среди них не было ни одного представителя орденского руководства: папе объяснили, что, к сожалению, все они «слишком плохо себя чувствуют, но всегда к его услугам в Шинонской тюрьме». Однако в целом показания свидетелей отвечали интересам как папы, так и короля, давая каждому возможность что на­зывается сохранить лицо. Теперь Климент мог «с чистой со­вестью» разрешить инквизиции продолжить расследование, Филипп же обязался передать имущество ордена под конт­роль специальных кураторов, а сами тамплиеры оставались в его руках, но уже «по поручению церкви».

В изданных сразу после этого события — в июле—августе 1308 года — папских буллах, особенно в «Facience miseracordam», Климент V показал, что фактически полно­стью принял версию событий, состряпанную королем и его чиновниками, и признал, что тот действовал «не из корыс­ти», а «как правоверный католик, послушно следующий по стопам своих предшественников». Климент поручил еписко­пам организовать в своих округах провинциальные советы по расследованию «злокозненных деяний мерзких тамплие­ров». Такой совет должен был состоять из двух монахов-до­миниканцев, двух францисканцев и двух кафедральных ка- ноников. Для расследования деятельности ордена была со­здана отдельная папская комиссия в составе восьми спец­уполномоченных, и одновременно в Шинон — для допроса высокопоставленных узников — направили трех кардиналов. А на 1310 год Климент V назначил Генеральный церковный собор во Вьенне, на котором предполагалось обсудить дело тамплиеров, подготовку крестового похода и вопросы цер­ковной реформы.

Что же побудило Климента V столь резко изменить свое отношение к тамплиерам


назад далее
Навигация