в самую глубину истории католи­ческой церкви — она всегда являлась главной мишенью их рационализма и объектом разоблачения, — обнаружили там храмовников, то неожиданно поддались дикой фантазии, превратив рыцарей-монахов в каких-то волхвов-чернокниж­ников и присоединившись к официальным церковным исто­риографам. И эти взгляды оказались столь живучи, что до наших дней в любой работе о тамплиерах встречаются цве­тистые обрывки давних историй или по крайней мере ощу­щается привкус предубеждений, сложившихся в XVIII веке».

Главными проповедниками подобного «тамшшеризма», превратившими храмовников из исторических персонажей в мифических героев, стали франкмасоны*, члены тайных братств, основанных на прочной взаимной поддержке, чей размытый деизм** сразу вызвал резко враждебное отноше­ние католической церкви. Однако масоны были далеко не первыми, кто создал художественные образы тамплиеров: еще до ликвидации ордена рыцари фигурировали в романсах и эпических балладах часто как «защитники любовников», уте­шавшие их, когда страсть оказывалась безответной, или спо­собствуя взаимному счастью. Тамплиеры привлекали внима­ние современных им летолисцев и поэтов намного сильнее, чем госпитальеры и тевтоны. Рыцари Грааля из драматиче­ской поэмы Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» («Раrzival») названы тамплиерами, однако вряд ли автор про­изведения имел хоть какое-то представление об ордене Хра­ма. В те времена в Германии было еще очень мало орденских владений и большинство тамплиеров являлись французами.

Масонские гипотезы мало отличались от того же «Парцифаля». Эндрю Рэмси, шотландский якобит*** (выслан в 1730-е годы во Францию, являлся канцлером Великой фран­цузской ложи), утверждал, что первыми масонами были ка­менщики, трудившиеся в латинских государствах на Ближ­нем Востоке в эпоху крестовых походов. Дескать, там они овладели тайными ритуалами и специальными знаниями, унаследованными от мудрецов древности. По поводу тамп­лиеров Рэмси ничего особенного не говорил, но это могло быть вызвано его нежеланием раздражать своего покровите­ля, французского короля. А вот в соседней Германии другой беженец, Джордж Фридрих Джонсон, распространял мифы, в которых тамплиеры, «невежественные и фанатичные вои­ны-монахи, представали просвещенными и мудрыми рыца­рями, которые во время пребывания на Востоке приобщи­лись к самым древним тайнам познания и высоко поднялись над примитивными средневековыми верованиями».

По мнению немецких масонов, Великие магистры ордена Храма овладели тайными знаниями и отыскали бесценные реликвии, принадлежавшие древнееврейской секте ессеев. В ночь перед казнью Жак де Моле послал графа Бежо в под­земный склеп парижской часовни тамплиеров — забрать хранившиеся там сокровища, включая драгоценный семи-свечник, в свое время привезенный императором Титом, ко­рону Иерусалимского королевства и плащаницу. Известно, что


назад далее
Навигация